• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Topics in the Theory of Discourse"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен историческому и теоретическому анализу исследований дискурса XX века с междисциплинарной точки зрения. Ориентирован на такие аспекты, как генерация языка, познание. В ходе курса слушатели получают представление о разных школах в рамках исследований данного направления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с различными подходами к изучению дискурса, теорией и практикой лингвистических дискурсивных исследований.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент знает основные способы получения данных в лингвистике и умеет применять базовые способы обработки и представления лингвистических данных, включая статистические.
  • Студент представляет себе основные направления дискурсивных исследований, знает о крупнейших учёных и ключевых работах в этой области лингвистики.
  • Студент умеет пользоваться некоторыми корпусами с разметкой дискурсивных явлений; понимает разницу в существующих подходах к разметке; владеет техникой поиска в корпусах и в целом ориентируется в корпусных ресурсах.
  • Студент знает о современных экспериментальных методиках извлечения дискурсов разных типов и умеет применять некоторые из них.
  • Студент представляет себе ход рассуждений и исследовательские процедуры, применяемые в различных по направленности работах, посвященных исследованию дискурса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие принципы работы с лингвистическими данными
    Типы лингвистических данных; сбор данных: наблюдение, элицитация, интроспекция; выбор методов сбора и статистической обработки данных
  • Общие направления лингвистических дискурсивных исследований
    Таксономии дискурсов; структура дискурсов; связь дискурсивных явлений с явлениями других лингвистических уровней
  • Корпусные подходы к изучению дискурса
    Знакомство с корпусами, содержащими разные типы дискурсивной разметки; разбор нескольких исследовательских кейсов.
  • Экспериментальный анализ дискурса
    Моделирование порождения и понимания дискурса; методы извлечения диалогов и монологов
  • Частные направления дискурсивных исследований
    Дискурс и социум; дискурс и прагматика; дискурс и грамматика; дискурс с точки зрения конверс-анализа: разбор исследовательских кейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой презентацию под одной из тем, предложенных преподавателем. Длительность сообщения - 7-10 минут. Доклад должен быть хорошо структурирован, содержать примеры.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговая письменная работа по НИСу представляет собой исследование, проведенное студентом, на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 10000–15000 знаков. Работа выполнятеся студентом внеаудиторно. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы для подготовки работы, для её раскрытия в работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Biber, D., & Conrad, S. (2009). Register, Genre, and Style. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304421
  • Handford, M., & Gee, J. P. (2012). The Routledge Handbook of Discourse Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444001