• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Myth and Allegory in the Latin Literature of the Middle Ages"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Программа посвящена аллегории как способу истолкования и создания текстов. Один из важнейших, но далеко не единственный, аспект этой темы – то, как христианское Средневековье с помощью аллегорической интерпретации пыталось нейтрализовать и доместицировать языческую культуру. Множество персонажей и событий «Божественной Комедии» Данте необъяснимо без знания того, какие аллегорические значения придавались этим фигурам на протяжении многих веков. Между тем широкий читатель (в том числе и наши студенты) этого знания почти лишен или располагает им лишь отрывочно. НИС призван закрыть эту лакуну.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение студентов филологической программы знанием большой сферы средневековой культуры – аллегории как способу истолкования и создания текстов.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент имеет представление о двух значениях слова «аллегория» и их соотношении
  • Студент владеет знаниями по истории аллегории в греко-римском мире и усвоением этого культурного материала в Средние века
  • Студент имеет представление о неоплатонической аллегории, понимает структуру ареопагического корпуса и концепцию "неподобного образа"
  • Студент имеет представление о направлении, особенностях и основных представителях Александрийской и антиохской школы.
  • Студент способен понимать иносказательное толкование Вергилия. Имеет представление о становлении аллегорической поэзии.
  • Студент ориентируется в античной мифографии. Понимает, чем античная мифография отличается от аллегорической мифографии Средневековья.
  • Студент разбирается в билейском посе поздней античности, знает основных представителей.
  • Студент понимает, что такое аллегорические сновидения. Знает типологию снов по Макробию. Осведомлен о представлении вещих снов в античной мифологии.
  • Студент понимает особенности Шартрской школы, знает основных представителей
  • Студент знаком с исследования "Божественной комедии", знает о проблеме иносказательного смысла в ней, способен дискутировать на данную тему.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аллегория до Платона. Платон и Аристотель в отношении к аллегорезе мифов.
    Ранние примеры аллегории (притчи Гомера и Гесиода). Философская аллегория до Платона.
  • Аллегореза стоиков. Экзегетика Филона Александрийского и проблема ее генезиса.
    Аллегореза стоиков и ее культурно-историческая значимость. Клеанф. Средний платонизм. Экзегетика Филона Александрийского и проблема ее генезиса.
  • Неоплатоническая аллегория. Трактат Порфирия «Пещера нимф». Ареопагитический корпус; концепция «неподобного образа».
    Аллегорическое комментирование Платона (Ямвлих, Прокл).
  • Александрийская и антиохийская школа. Экзегеза Оригена, ее концептуальные основы. Августин.
    Понятие аллегории в античной риторике и римской поэзии (Гораций, Квинтилиан). Аллегория как троп; поздний характер этого явления.
  • Иносказательное толкование Вергилия и становление аллегорической поэзии («Психомахия» Пруденция).
    Христианская аллегореза Библии (Ориген, «О началах»; александрийская школа).
  • Античная мифография и аллегорическая мифография Средневековья (Фульгенций и его преемники).
    Библейский эпос поздней Античности (Ювенк, Седулий, Авит) и библейская экзегеза.
  • Библейский эпос поздней Античности (Ювенк, Седулий, Авит) и библейская экзегеза.
    Античная мифография и аллегорическая мифография Средневековья (Фульгенций и его преемники).
  • Концепция «покрова» (integumentum): Макробий и Шартрская школа XII века (Бернард Сильвестр, Алан Лилльский).
    Аллегорические сновидения. «Онейрокритика» Артемидора Далдианского. Типология снов по Макробию. Вещие сны в различных жанрах античной литературы. Примеры из средневековой эпической (Иосиф Эксетерский) и исторической (Вальтер Мап) литературы.
  • Экзегеза Сен-викторской школы (Гуго и Ришар). Иоахим Флорский.
    Концепция «покрова» (integumentum): Макробий и Шартрская школа XII века (Бернард Сильвестр, Алан Лилльский).
  • Проблемы иносказательного смысла в «Божественной Комедии».
    Основные проблемы иносказательного смысла в «Божественной Комедии» и их особенности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый экзамен(эссе)
    Выполняется в аудитории. Пользоваться словарем допустимо
  • неблокирующий Контрольная
    Выполняется в аудитории. Пользоваться словарем допустимо
  • неблокирующий Презентация
    Тема презентации может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в презентации
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.5 * Итоговый экзамен(эссе) + 0.15 * Контрольная + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Billault Alain. (2004). 35. Boys-Stones (G. R.) (éd.), Metaphor, Allegory and the Classical Tradition. Ancient Sources and Modern Revisions. Revue Des Études Grecques, (2), 809. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reg.0035.2039.2004.num.117.2.4601.t2.0809.0000.1
  • Boys-Stones, G. R. (2003). Metaphor, Allegory, and the Classical Tradition : Ancient Thought and Modern Revisions. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=271806

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brisson, L. (2004). How Philosophers Saved Myths : Allegorical Interpretation and Classical Mythology. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=260106
  • Lamberton, R. (1989). Homer the Theologian : Neoplatonist Allegorical Reading and the Growth of the Epic Tradition. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295072