• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Roman Literature (Readings in the Original) - 2

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructor


Shmarakov, Roman

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студент знакомится с понятийным аппаратом, связанным с жанрами и поджанрами римской историографии; основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального текста на латинском языке; навыками использования знания латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации и приобретения новых квалификаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение студентов филологической программы знанием специфики историографических жанров, опытом чтения исторических текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет научную сущность проблем в профессиональной специализированной области;
  • Студент работает с информацией: находит, оценивает и использует необходимую для решения научных и профессиональных задач информацию из различных источников;
  • Студент создаёт тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках;
  • Студент участвует в научных дискуссиях, выступает с сообщениями и докладами, представляет материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Старшие анналисты
    Origines Катона.
  • Средние анналисты.
    Фанний, Кальпурний Пизон.
  • Младшие анналисты.
    Клавдий Квадригарий, Корнелий Сизенна.
  • Саллюстий.
    Исторические монографии. Стиль и политические тенденции. Греческие образцы.
  • Тит Ливий.
    Финал республиканской историографии.
  • «Римская история» Веллея Патеркула
    Историография в раннюю императорскую эпоху.
  • История и жанр exemplum.
    Валерий Максим.
  • «История Александра Македонского» Курция Руфа.
    Проблема источников.
  • Корнелий Тацит.
    «Анналы», «История», исторические проблемы в малых произведениях.
  • «Жизни 12 Цезарей» Светония, проблема метода.
    Биографии поэтов.
  • «Римская история» Флора
    Методы и стиль компилятора.
  • Scriptores historiae Augustae
    Вопрос датировки, политических тенденций, верификации данных.
  • «Римская история» Аммиана Марцеллина
    Историография поздней империи.
  • Евтропий.
    Жанр исторического компендиума.
  • Христианская апологетика и историография
    Августин и Орозий.
  • Исторические аспекты римской агиографии.
    Сульпиций Север и Иероним.
  • Историографические жанры в системе христианской литературы
    «История лангобардов» Павла Диакона.
  • Светониевский жанр в эпоху Каролингского Ренессанса.
    Эйнхард.
  • Историография X в.
    Лиутпранд Кремонский.
  • Латинские историки XII века.
    Вильям Мальмсберийский, Гальфрид Монмутский, Вильям Ньюбургский.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Перевод и анализ фрагментов текста
    Экзамен проводится в устной форме (студент делает перевод латинского отрывка, преподаватель выслушивает его и задает по нему вопросы) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе платформе Zoom (https://us04web.zoom.us) и moodle, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон, зайти в moodle, взять билет. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Контрольная работа + 0.5 * Перевод и анализ фрагментов текста + 0.2 * Презентация + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Marincola, J. (2007). A Companion to Greek and Roman Historiography. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209535
  • Латинский язык: Учебник / Н.А. Гончарова. - 5-e изд., испр. и доп. - Москва : НИЦ Инфра-М; Минск : Нов. знание, 2013. - 408 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004760-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/391936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adler, E. (2011). Valorizing the Barbarians : Enemy Speeches in Roman Historiography (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=377385
  • Hengst, D. den, Waarden, J. A. van, & Burgersdijk, D. W. P. (2010). Emperors and Historiography : Collected Essays on the Literature of the Roman Empire by Daniël Den Hengst. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350950