• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ancient Greek

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors


Kostyleva, Tatiana

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты обучаются основам древнегреческого языка, досконально знакомятся с тонкостями древнегреческой грамматики, принципы описания и изучения которой лежат в основе классической филологической науки. В ходе изучения грамматического строя древнегреческого языка студенты получат представление о периодизации истории древнегреческого языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины по выбору «Древнегреческий язык» является обеспечение студентов филологической программы базовым знанием грамматики, фонетики, лексики древнегреческого языка.
  • Сопутствующая цель курса - погружение слушателей в реалии культуры посредством развития навыков чтения оригинальных текстов на аттическом диалекте древнегреческого языка классического периода (5–4 вв. до н. э.).
  • Студенты получают представление о периодизации истории древнегреческого языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Грамотно читает, пишет, воспринимает материал
  • Спрягает глагол, грамотно образует формы изъявительного и повелительного наклонения.
  • Понимает особенности атематического спряжения.
  • Знает грамматические категории имени. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Знает основные предлоги.
  • Склоняет существительные тематического склонения.
  • Склоняет прилагательные тематического склонения. Знает относительное местоимение.
  • Знает первичные и вторичные окончания глагола, принципы образования форм имперфекта.
  • Умеет образовывать форму с приращением от префиксальных глаголов. Знает конструкцию Accusativus cum infinitivo
  • Умеет склонять существительные с основой на -α-.
  • Ориентируется в основных функциях родительного падежа и правильно употребляет его формы.
  • Знаком с основными принципами слияния гласных в существительных и глаголах.
  • Опознает слитные глаголы и может назвать некоторые функции падежей
  • Определяет значение медиального залога и грамотно образует его формы.
  • Знает употребительные отложительные глаголы. Владеет конструкцией Genetivus absolutus.
  • Может назвать имена трёх окончаний.
  • Способен определить категорию наклонения и может перечислить значения сослагательного наклонения.
  • Опознает и умеет употреблять желательное наклонение.
  • Умеет определять будущее простое и знает, глаголы тематического спряжения
  • Различает виды условных предложений и умеет их строить.
  • Опознает основы атематического склонения, оканчивающиеся на сонанты.
  • Может перечислить основы атематического склонения на -ν-.
  • Понимает значение, образование и употребление аориста.
  • Знает основные формы глагола.
  • Знает формы второго аориста. Умеет строить придаточные предложения цели.
  • Знаком с основами атематического склонения на -σ-.
  • Знает основы атематического склонения на смычный.
  • Знает основы атематического склонения на -ντ-.
  • Способен опознать атематический корневой аорист
  • Знает основы атематического склонения на дифтонги. Знает все типы условные предложений.
  • Может перечислить основы атематического склонения на гласный.
  • Определяет непереходно-пассивные формы глагола.
  • Понимает значение, умеет образовывать формы перфекта.
  • Способен опознать корневой перфект, perfectum II
  • Определяет медиально-пассивный перфект.
  • Умеет назвать и применить все основные формы глагола.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю греческого языка.
    Графика. Фонетика. Просодия.
  • Глагол. Грамматические категории глагола.
    Первичная глагольная основа. Тематическое и атематическое спряжения. Praesens indicativi activi, Imperativus praesentis activi тематического спряжения. Односоставные предложения. Отрицание
  • Глаголы атематического спряжения
    Praesens indicativi activi. Вопросительные предложения.
  • Грамматические категории имени.
    Именное склонение. Склонение личных местоимений. Общая характеристика глагольного управления. Предлоги.
  • Тематическое (2) склонение существительных.
    Синтаксические позиции определения.
  • Прилагательные тематического (2) склонения.
    Относительное местоимение ὅς, ἥ, ὅ. Accusativus duplex. Субстантивация прилагательных. Образование префиксальных глаголов.
  • Прошедшие (исторические) времена глагола.
    Первичные и вторичные окончания глагола. Приращение. Imperfectum activi тематических глаголов. Синтаксические функции винительного падежа.
  • Imperfectum activi атематического спряжения.
    Приращение у префиксальных глаголов. Осложненные предложения. Accusativus cum infinitivo.
  • Склонение имен с основой на -α- (1 склонение).
    Склонение существительных женского и мужского рода. Придаточные предложения места. Управление префиксальных глаголов.
  • Прилагательные женского рода с основой на -α-.
    Придаточные предложения времени. Некоторые функции Genetivus.
  • Слияние гласных в именных и глагольных формах.
    Слитные существительные и прилагательные. Придаточные предложения причины. Двойственное число. Слитные глаголы тематического спряжения. Некоторые функции падежей.
  • Слитные глаголы тематического спряжения.
    Некоторые функции падежей.
  • Грамматическая категория залога.
    Медиальный залог тематических глаголов (Praesens). Синтаксические конструкции при страдательном залоге.
  • Медиальный залог атематических глаголов (Praesens).
    Отложительные глаголы. Genetivus absolutus.
  • Имена с тремя формами грамматического рода 1 и 2 склонений.
    Аттракция относительного местоимения. Согласование при однородных членах.
  • Грамматическая категория наклонения.
    Сослагательное наклонение (Praesens). Типы составного сказуемого.
  • Optativus praesentis.
    Функции модальной частицы ἄν. Итеративно-обобщенные предложения.
  • Регулярные глаголы тематического спряжения.
    Система форм будущего времени. Futurum primum.
  • Futurum secundum.
    Условные период (modus realis, modus futuralis).
  • Атематическое (3) склонение.
    Общая характеристика. Имена с основой на сонорные. Косвенная речь и косвенный вопрос.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на -ν-.
  • Аорист
    Основа, флексия, употребление.
  • Основные формы глагола и основы, от которых они образуются.
    Придаточные с verba timendi.
  • Тематический аорист (Aoristus II activi et medii).
    Придаточные предложения цели.
  • Имена с основой на -σ- атематического (3) склонения.
    Предложения следствия.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на смычный. Придаточные предложения времени.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на -ντ-.
  • Атематический (корневой) аорист.
    Строение. Употребление.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на дифтонги. Условный итеративные период. Обзор всех типов условного периода.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на гласный.
  • Непереходно-пассивная основа глагола.
    Аорист пассивный. Будущее время страдательного залога.
  • Система перфекта.
    Образование основы перфекта. Perfectum I activi, plusquamperfectum I activi.
  • Perfectum II, plusquamperfectum II activi.
    Строение. Употребление.
  • Perfectum et plusquamperfectum medii-passivi.
    Futurum III activi et passivi.
  • Основные формы глагола.
    Классы глаголов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат приема данного вида контроля.
  • неблокирующий Проверочные работы
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 30 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.Предусмотрен дистанционный формат приема данного вида контроля.
  • неблокирующий Лексические диктанты
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 25 минут. Предусмотрен дистанционный формат приема данного вида контроля.
  • неблокирующий Итоговый контроль
    Экзамен проводится в устной форме (перевод текста, дополнительные задания), на платформе Zoom или Skype (см. в расписании сессии; https://zoom.us/; https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom/Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию; при ответе включить камеру и микрофон; при работе в Zoom по просьбе экзаменатора включать демонстрацию экрана. Во время экзамена студенту разрешено: пользоваться конспектом, учебником и другими справочными материалами по грамматике. Во время экзамена студенту запрещено: выключать камеру или микрофон; пользоваться подсказками посторонних; вводить отдельные слова или тексты при помощи клавиатуры; использовать электронные устройства за исключением того, на котором включен Skype/Zoom. Во время экзамена преподаватель имеет право вести запись видеоконференции. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее тридцати секунд. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение в тридцать секунд и более. При долговременном нарушении связи студенту предлагается новое задание. При повторном долговременном нарушении связи назначается пересдача. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.12 * Домашняя работа + 0.4 * Итоговый контроль + 0.24 * Лексические диктанты + 0.24 * Проверочные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mastronarde, D. J. (2013). Introduction to Attic Greek (Vol. 2nd ed). Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=517398
  • Доровских Л.В. - Древнегреческий язык: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 134с. - ISBN: 978-5-9765-1049-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bakker, E. J. (2010). A Companion to the Ancient Greek Language. Chichester, West Sussex: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310720
  • Титов О. А. - ВВЕДЕНИЕ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 163с. - ISBN: 978-5-534-11267-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-drevnegrecheskiy-yazyk-445204