• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает знакомство с основными этапами в истории западноевропейской философии, начиная с философских направлений в древней Греции и вплоть до конца XX века. Историко-философский материал курса выстраивается на основе проблемного подхода, ориентированного на современный контекст и актуальную рецепцию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить студентов с основными проблемами и вопросами философии, а также с основными философскими концепциями классической и современной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент распознает основные философские понятия и концепции классической и современной философии.
  • Студент интерпретирует философские тексты (первоисточники и исследовательскую литературу) и артикулирует их понимание в письменной и устной форме.
  • Студент использует навыки философского мышления при анализе идей и понятий курса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы западной философской традиции: Сократ, Платон и Аристотель
    Персона Сократа и начало новой философской традиции. Созерцательный человек и борьба за авторитет. Философия как образ жизни. Общие характеристики диалектики Сократа. Философия против софизма. Проект «Государства» Платона. Философия как страж государства. К чему стремиться философ? Художественная структура «Пира» Платона. Рассуждения о любви. Сократ и истинно диалектический подход: диалектика. Прекрасное само по себе. Аристотель: теория и практика. Политика и благо. Энергия и деятельность.
  • Проект Просвещения
    Начало эпохи Просвещения. Декарт: субъективное ‘Я’ как начало познания. Декарт и проблема эпистемологии. Субъективность как: отрицание, ошибка, сомнение, безумие. Декарт и революционность.
  • Критический метод Канта
    Немецкий идеализм. Три критики. Между догматизмом и скептицизмом. Познание, не основанное на опыте. Критика чистого разума как новое философское направление. Phenomena и noumena.
  • Философия истории и сознания в системе Гегеля
    Новый дух. Философия как наука. Принцип органического развития. Абсолют/дух. Жизнь и развитие абсолютного. Aufhebung. Гегельянская триада. Нарративная схема «Феноменологии духа». Alexandre Kojève. Примитивное самосознание и желание. Признание и борьба на смерть. Господин и раб. Вещь и труд. История раба.
  • Марксистская философия
    От теории к революционной практике. Новое материалистическое понятие истории: история и производство. Материалистическое производство идей, сознания. Труд и отчуждение. Революционный класс и революционное общество.
  • Философия Достоевского
    Извращение интеллигента XIX века. Унижение и наслаждение. Проблема «законов природы». Достоевский и нигилисты: «хрустальный дворец». Логарифмическая таблица. Иррационализм Достоевского. Теория и практика: вторая часть романа.
  • Философия Ницше
    О предрассудках классической философии. Воля к власти. Хищное в человеке. Свободный ум. Философия будущего. Естественная история морали.
  • Экзистенциализм Камю
    Сизиф как герой абсурда. Чувство абсурда и современный человек. Философия и самоубийство. Бунт и свобода. Абсурд и искусство, абсурдное творчество. Абсурдные типы.
  • Современная политическая философия Х. Арендт
    Арендт о насилии. Арендт О тоталитаризме. «Банальность зла». О роли публичного интеллигента.
  • Итоги курса. Повторение
    Устное собеседование по основным темам курса: Государство и Благо, природа насилия, концепт Просвещения, философия истории, отчуждение и проблема Другого, проблема самоубийства и др.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа (эссе)
    Всего в течение модуля студентам предлагается четыре обязательных темы для эссе, примерный объем – 300-400 слов. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы эссе:
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение вопросов, сформулированных по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Домашняя работа (эссе) + 0.2 * Презентация + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горелов, А.А. Философия : учебное пособие / Горелов А.А. — Москва : КноРус, 2012. — 320 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-01358-8. — URL: https://book.ru/book/908490 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Михелъ, Д. (2003). Власть, Управление, Население: Возможная Археология Социальной Политики Мишеля Фуко. Журнал Исследований Социальной Политики, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15695865

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kenny, A. (2010). A New History of Western Philosophy. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=516790
  • Philosophy: the Basics / Warburton, N — London: Routledge, 2012. — 200 с. — ISBN: 9781317813026. — URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1356359&query=philosophy+reader (дата обращения: 30.08.2019). — Текст : электронный.