• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Academic Writing (Russian)

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена формированию у студентов навыков написания академических текстов, таких как реферат, эссе, аннотации, обзор литературы и пр., навыков создания и редактирования докладов и презентаций и навыков корректного составления библиографического описания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Укрепление и углубление у студентов полученных в школе знаний в области создания текстов академического характера
  • Формирование у студентов-филологов теоретических и практических знаний по основным жанрам академического письма: реферат, аннотация, рецензия, академическое эссе, обзор литературы, тезисы для научной конференции, курсовая работа, научная статья;
  • Формирование у студентов практических навыков написания учебных и исследовательских академических текстов: конспектов, планов-конспектов, рефератов, аннотаций, рецензий, обзоров литературы, тезисов для научной конференции, курсовых работ, научных статей
  • Формирование у студентов навыков редактирования, создания презентаций и докладов для конференций и научных семинаров
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент владеет навыками реферирования и создания академического реферата
  • Студент владеет навыками реферирования научного текста, навыками составления тезисов и подготовки презентации, умеет представлять доклад в устной форме и участвовать в обсуждении чужих докладов.
  • Владеет навыками аннотирования научных статей, докладов, видеолекций
  • Владеет навыками составления обоснования к научной (курсовой) работе
  • Владеет навыками написания академического эссе
  • Владеет навыками составления обзора научной литературы по избранной теме
  • Владеет разными жанрами академического письма, умеет редактировать чужой текст, умеет составлять библиографическую запись
  • Студент умеет различать разные стилями и регистры речи, научными и ненаучными методами исследований
  • Студент умеет анализировать эссе и научные статьи с точки зрения стилистики и композиции, исследовательской стратегии автора, принадлежности к научной школе, включенности в научную традицию
  • Студент владеет научным аппаратом для стилистического анализа текста и его редактирования
  • Владеет навыками составления библиографической записи, умеет исправлять ошибки в неверной библиографической записи, переводить библиографическую запись из одной системы в другую.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Академическое письмо как практическая дисциплина. Научный язык и научный текст. «Чужое слово» в истории литературы и в работе филолога. Плагиат. Правила научного цитирования. Текст как целое и как структура.
    Общая характеристика курса: цели, задачи и проблемы. Место академического письма в ряду других дисциплин. «Чужое слово» как материал литературы; заимствования и подтексты в художественных произведениях. Институт авторства и становление авторского права. «Чужое слово» как материал филологической работы. «Плагиат» как юридическая категория в поле литературы и в системе научного знания. «Оригинальное» и «новое» в научном исследовании и в самостоятельной работе студента. Построение научного текста: логика и система аргументации. Речевые регистры.
  • Конспект, план, план-конспект.
    Необходимость конспектирования прочитанной научной литературы в современных условиях, позволяющих регулярно обращаться к источнику. Основные принципы конспектирования: лаконизм, структурирование, цитирование. Типы конспектов в зависимости от цели их создания. Роль конспектирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования.
  • Реферирование и научный реферат
    Реферирование как принцип работы с источниками и чужими научными текстами. Типы рефератов в зависимости от цели реферирования. Выделение основного тезиса научного сочинения, передача авторской логики доказательства. Передача «чужого слова» в реферате: цитирование, изложение, обобщение, контекстуализация. Стилистика научного текста. Механизмы формирования убедительной авторской позиции. Логика и аргументация. Речевые клише научного стиля.
  • Стилистика текста. Основные типы стилистических и речевых ошибок
    Научный стиль и другие стили речи. Стилистические ошибки в академических текстах. Речевые ошибки. Принципы редактирования и авторедактирования.
  • Научный доклад как жанр. Реферативный доклад и его особенности. Тезисы доклада. Основные принципы устного выступления.
    Доклад как устный жанр. Доклад и реферат: сходства и отличия. Реферативный доклад: установка, задачи, структура. Презентация доклада: визуальные средства (PowerPoint) и текст. Тезисы доклада: история жанра и его особенности. Научная конференция как тип исследовательской коммуникации. Основные приемы устного выступления. Способы презентации материала в устном докладе. Правила научной полемики.
  • Принципы библиографического описания. Оформление библиографии и ссылок. Российские и международные библиографические стандарты. Научные библиотеки и электронные базы данных
    Основные принципы библиографирования. Полное библиографическое описание по ГОСТ и в современной издательской практике. Библиографические сноски в научных сочинениях. Правила библиографирования электронных документов. Особенности российских и международных библиографических стандартов и их взаимная переводимость. Электронные ресурсы и базы данных: принципы работы. Библиографический поиск.
  • Аннотация как жанр академического письма
    Сведения о научном тексте, включаемые в аннотацию. Роль аннотирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования. Разные типы аннотаций. Принципы составления аннотаций. Структура текста. Принципы подбора ключевых слов для аннотаций.
  • Обоснование темы исследования / курсовой работы. Project proposal. Введение к научной работе.
    Цели, задачи, материал, хронологические рамки исследования. Новизна и актуальность научной проблематики. Необходимость учета научной литературы по теме. Структура введения в научной статье и курсовой работе.
  • Эссе как академический и литературный жанр
    Эссе в англо-американской и в русской академической традиции. Основные принципы создания эссе, логика изложения в эссе. Тезис, его доказательство, антитезис, примеры, вывод. Отличие эссеистики от научных филологических текстов и близость двух этих типов письма. Академическое эссе. Проблемы структуры и стиля.
  • Обзор научной литературы по теме.
    Обзор предшествующих исследований как необходимый элемент научной работы. Типы обзоров и способы структурирования материала: хронологический, проблемный, комбинирование способов. Обзор как синтетический жанр, выявление элементов реферата, аннотации и рецензии в научном обзоре. Информативная и оценочная части обзора: основные принципы.
  • Итоги курса. Повторение. Сопоставительный обзор разных академических жанров.
    Академическое письмо и другие типы письма. Особенности разных жанров академического письма и их взаимосвязь. Редактирование смысловое и стилистическое. Основные трудности в составлении библиографического описания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат научной статьи
    На выбор преподавателя. Выполняется письменно, объем - 8-10 листов.
  • неблокирующий Контрольная работа (работа в классе)
    Задания для контрольной работы разрабатываются на основе пройденного материала. Во время выполнения заданий не разрешено пользоваться источниками.
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Аннотация научной статьи(домашняя работа)
    Выполняется письменно, вне аудитории.
  • неблокирующий Аннотация научной статьи(работа в классе)
    Выполняется письменно в аудитории
  • неблокирующий Обоснование темы курсовой работы
    Выполняется письменно, вне аудитории. (3000 зн.)
  • неблокирующий Академическое эссе
  • неблокирующий Обзор научной литературы по избранной теме
  • неблокирующий Библиографический блиц
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Академическое эссе + 0.1 * Аннотация научной статьи(домашняя работа) + 0.05 * Аннотация научной статьи(работа в классе) + 0.1 * Библиографический блиц + 0.05 * Доклад + 0.2 * Контрольная работа (работа в классе) + 0.15 * Обзор научной литературы по избранной теме + 0.1 * Обоснование темы курсовой работы + 0.15 * Реферат научной статьи
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Короткина И. Б.-АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: ПРОЦЕСС, ПРОДУКТ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-295-Образовательный процесс-978-5-534-00415-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/akademicheskoe-pismo-process-produkt-i-praktika-433128
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М.-АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-284-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08297-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Былинский К.И., Розенталь Д.Э. — Литературное редактирование: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-0987-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/99998
  • - Котюрова М.П., Баженова Е.А. — Культура научной речи: текст и его редактирование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0279-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/84360
  • - Подготовка и редактирование научного текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2127-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/74632