• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс посвящен всестороннему рассмотрению современного состояния теоретического знания о литературе, в том числе углубленно рассматривается история античной и западноевропейской критической мысли о поэзии и литературе в ряду других искусств. На занятиях слушатели также получают навыки применения теоретических знаний к анализу литературных произведений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о литературе
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент способен анализировать научную литературу
  • Студент демонстрирует знание основных категорий современной рефлексии о литературе
  • Студент имеет представление о методологических импликациях тех или иных концепций литературного текста
  • Студент показывает умение анализировать конкретные литературные произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философская эстетика
    Античная поэтика: миф, мимесис, характер. Эстетика Гегеля и рождение исторического метода Гегель, Введение к
  • Основы новой поэтики
    Основы новой поэтики: от этнографизма к структурализму
  • Модернистская теория нарратива
    Модернистская теория нарратива: мотив, сюжет, рассказчик
  • Теоретические подходы к литературе середины XX в.
    Михаил Бахтин: в сторону новой исторической поэтики
  • Психология литературы
    Психоанализ в литературоведении Использование психоаналитических моделей в исследовании литературы. От Фрейда к Лакану: трансформации психоаналитических моделей в интерпретации культуры.
  • Эссенциализм и интерактивность литературного текста.
    Интенция и рецепция: автор – черновик – читатель. Текст во времени и пространстве. Маркеры текстуального процесса и текстовой структуры. «Авторская воля» и «права» исследователя. Рецептивная эстетика Х. Яусса и В. Изера. Семиотика и герменевтика литературного текста. Дискурс и интертекст. Структурализм и постструктурализм в литературоведении. Структурализм и психоанализ. Советский структурализм: «московско-тартуская школа».
  • Прагматика литературы.
    Антропология литературы. Контексты литературного текста. Понятие конститутивных и перформативных высказываний. Когерентность и фрагментарность текстуальной структуры. Психологизм текста и его вневербальные проекции. Эмоции и эмотивы. Когнитивные исследования в нарратологии. Вопросы исследования мотива, сюжета и нарратива в когнитологической перспективе.
  • Социология литературы.
    Массовая литература и массовая культура. «Бирмингемская школа»: ее истоки, эволюция и влияние на исследование массовой литературы. Историческая социология массовой литературы в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа 70 минут
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Участие в дискуссии, устная презентация на заданную тему
  • неблокирующий Эссе
    Объем: примерно 2000 слов. Выполняется в аудитории. Источники: тексты по пройденному материалу, материалы семинарских занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Аудиторная работа + 0.35 * Контрольная работа + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ананьева, Е. (2009). Антропология литературы: человек пишущий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3A86143E
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Castle, G. (2007). The Blackwell Guide to Literary Theory. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=181521
  • Sempere, J. P. (2014). The Influence of Mikhail Bakhtin on the Formation and Development of the Yale School of Deconstruction. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=772096