• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Languages of the World

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructor


Urmanchieva, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса студенты знакомятся с "типологическими портретами" отдельных языковых семей и ареалов, а также формируют практические навыки работы с наиболее важными мировыми лингвистическими ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с генетической классификацией языков мира, с типологическими подходами к описанию того пространства типологических возможностей, которые осваивают языки мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает, как и где быстро найти необходимую информацию в глобальной сети, умеет пользоваться основными электронными и другими ресурсами
  • Студент владеет теоретической и эмпирической базой дисциплины
  • Студент способен выполнять задания, требующие групповой работы
  • Студент способен подготовить и прочитать доклад с использованием презентации и/или раздаточного материала
  • Студент формулирует "типологические портреты" отдельных языковых семей и ареалов.
  • Студент применяет в работе наиболее важные мировые лингвистические ресурсы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генетическая и типологическая классификация языков мира. Диахроническая типология. Контактная лингвистика. Языковые ареалы.
    Принципы генетической классификации языков. Критерии разграничения языков и диалектов. История изучения языкового родства. Принципы установления языкового родства. Языковая дивергенция (на примере восточнороманских и западнороманских языков). Принципы типологической классификации языков. История типологических классификаций. Морфологические классификации в XIX веке. Классификации Э. Сэпира и квантитативная типология Дж. Гринберга. Языковые универсалии. world atlas of language structures. Диахроническая типология. Грамматикализация. Семантические карты. Контактная лингвистика. Иерархии заимствуемости. Языковые союзы и ареалы.
  • Славянские языки
    Славянские языки Классификация славянских языков. Дивергенция славянских языков (на примере эволюции аспектуально-темпоральной системы славянских языков). Старославянский и древнерусский языки. Славянские языки в балканском языковом союзе. Чтение отрывков из Мариинского Евангелия (старославянский), Повести временных лет (древнерусский), чтение новгородских берестяных грамот. Знакомство с историческим подкорпусом НКРЯ. Яркие грамматические особенности русских диалектов.
  • Уральские и тунгусоманьчжурские языки
    Классификация уральских языков. Морфонологические особенности уральских языков: чередование ступеней (прибалтийско-финские языки, нганасанский язык). Уральские языки и Волжско-Камский языковой союз. Глагол в уральских языках: семантическое противопоставление типов спряжения. Особенности темпоральных систем. Категория эвиденциальности в уральских языках. О развитии интеррогативной парадигмы в нганасанском. Вид и совершаемость. Использование посессивных показателей в артиклевой функции. Классификация тунгусоманьчжурских языков. Полипредикативные конструкции тунгусоманьчжурских языков. Именная категория неотчуждаемой принадлежности. Обвиативность в тунгусо-маньчжурских языках.
  • Тюркские и монгольские языки
    Классификация тюркских и монгольских языков. Тюркские языки как прототипические представители класса агглютинативных языков. Сингармонизм. Аспектуальные системы и аспектуальные конструкции тюркских языков. Распространение тюркских языковых моделей в ситуации контакта: аспектуальная система камасинского.
  • Эскимосско-алеутские, чукотско- камчатские, палеоазиатские языки
    Эскимосско-алеутские и чукотско камчатские как представители полисинтетических языков. Порядковая модель словоформы. Инкорпорация. Принципы организации полиперсональных парадигм. Типологически уникальная "обратная" гармония гласных в чукотском. "Палеоазиатские языки". Обзор палеоазиатских языков. Некоторые типологически уникальные черты палеоазиатских языков, например, пространственные наречия в кетском или грамматическое маркирование актуального членения в юкагирском.
  • Языки Кавказа
    Языковые семьи на Кавказе. Типологическая характеристика кавказских языков. Фонологические системы кавказских языков. Полиперсональное спряжение. Падежные системы.
  • Языки Нового Света
    Нового Света Обзор языков Северной и Южной Америки. Типологически редкие черты в фонологии, грамматике и лексических системах. Языки бассейна Амазонки, языковые контакты в этом ареале.
  • Языки Африки
    Обзор языков Африки. Типологически яркие черты языков разной генетической принадлежности. Именные классы как яркая особенность языков Африки. Глагольные системы африканских языков.
  • Смешанные языки, пиджины и креольские языки.
    Понятие смешанных языков, пиджинов и креольских языков. Медновский алеутский. Русско-китайский пиджин. Говорка (таймырский пиджин).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменная работа, которая проводится в аудитории. На экзамене студенту требуется ответить на один теоретический вопрос и выполнить одно практическое задание по типу выполнения домашнего задания.Теоретические вопросы составлены на основе пройденного материала, у студента есть возможность ознакомиться с ними заранее. Источниками на экзамене пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573
  • Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 1. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 318 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535329

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Katzner, K. (2002). The Languages of the World (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74841
  • Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 2. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 293 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535330