• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cognitive Linguistics

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 4 module

Instructors


Мищенко Дарья Федоровна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению учащихся с базовыми теориями когнитивных подходов к лингвистике и современными когнитивистскими тенденциями. Языковая проблематика будет рассматриваться в рамках курса в контексте других когнитивных наук.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными когнитивными теориями
  • Знакомство с основными работами в русле дисциплины, в том числе и новейшими
  • Формирование базовых представлений о когнитивных механизмах, лежащих в основании языка, и теориях, трактующих их
  • Освоение навыков анализа языка в точки зрения когнитивных подходов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
  • Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в когнитивную лингвистику
    Введение в проблематику. Отношение когнитивной лингвистики к формальной и функциональной линг- вистике. Основные понятия когнитивной лингвисти- ки: концептуализация, воплощение, иконичность, перспектива.
  • Теория прототипов
    Предшественники – семейное сходство; исследования базовых цветообозначений. Логическая категория vs естественная категория. Прототип. Прототипические эффекты. Базовый уровень категоризации. Теория эк- земпляров. Применение теории прототипов в психоло- гии, психиатрии, социологии, социолингвистике, лингвистике. Прототипы в семантике. Прототип vs ин- вариант. Прототипы в лексикологии и лексикографии. Наивная дексикология. Прототипические эффекты в грамматике.
  • Грамматика конструкций
    Понятие конструкции. Конструкции на разные языковых уровнях. Конструкционная грамматика vs когнитивная ций грамматика. Близкие направления. Конструкции и аргу- ментная структура. Квантитативные подходы. Радикаль- ная грамматика конструкций У. Крофта. Конструкции и освоение языка
  • Модели грамматики, основанные на употреблении
    Язык как поведение. Частотность, воспроизводимость и правила как основа использования языка. Теории, осно- ванные на употреблении, в изучении освоения языка.
  • Фреймовая семантика
    Истоки: ролевая (падежная) грамматика. Соотношение с порождающей семантикой. Глубинная и поверхностная структуры. Понятие фрейма. От лексемы к грамматиче- ским конструкциям. Фреймовая семантика и когнитив- ная грамматика.
  • Концептуальная метафора
    Метафора как когнитивный механизм. Источник, цель и метафорические проекции. Теория концептуального блендинга. Метафоризация как слияние ментальных пространств.
  • Когнитивные исследования пространственных обозначений
    Лингвистическая относительность при представлении пространства. Представление пространства при освоении языка: лингвоспецические факторы. Система координат, фигура и фон. Вербальные и невербальные стратегии ко- дирования пространственных значений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 20-25 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 10-12 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Чтение статей по предложенным темам, подготовка не менее трех вопросов к прочитанной статье для обсуждения на занятиях.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой выполнение студентом письменной исследовательской работы, объемом 15 000–20 000 знаков. Выполняется студентом внеаудиторно по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.1 * Домашняя работа + 0.2 * Исследовательский проект + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Croft, W., & Cruse, D. A. (2004). Cognitive Linguistics. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=148123
  • Evans, V., & Green, M. (2006). Cognitive Linguistics : An Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=163366

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
  • Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690