• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ancient Greek

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты обучаются основам древнегреческого языка, досконально знакомятся с тонкостями древнегреческой грамматики, принципы описания и изучения которой лежат в основе классической филологической науки. В ходе изучения грамматического строя древнегреческого языка студенты получат представление о периодизации истории древнегреческого языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины по выбору «Древнегреческий язык» является обеспечение студентов филологической программы базовым знанием грамматики, фонетики, лексики древнегреческого языка.
  • Сопутствующая цель курса - погружение слушателей в реалии культуры посредством развития навыков чтения оригинальных текстов на аттическом диалекте древнегреческого языка классического периода (5–4 вв. до н. э.).
  • Студенты получают представление о периодизации истории древнегреческого языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Грамотно читает, пишет, воспринимает материал
  • Спрягает глагол, грамотно образует формы изъявительного и повелительного наклонения.
  • Понимает особенности атематического спряжения.
  • Знает грамматические категории имени. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Знает основные предлоги.
  • Склоняет существительные тематического склонения.
  • Склоняет прилагательные тематического склонения. Знает относительное местоимение.
  • Знает первичные и вторичные окончания глагола, принципы образования форм имперфекта.
  • Умеет образовывать форму с приращением от префиксальных глаголов. Знает конструкцию Accusativus cum infinitivo
  • Умеет склонять существительные с основой на -α-.
  • Ориентируется в основных функциях родительного падежа и правильно употребляет его формы.
  • Знаком с основными принципами слияния гласных в существительных и глаголах.
  • Опознает слитные глаголы и может назвать некоторые функции падежей
  • Определяет значение медиального залога и грамотно образует его формы.
  • Знает употребительные отложительные глаголы. Владеет конструкцией Genetivus absolutus.
  • Может назвать имена трёх окончаний.
  • Способен определить категорию наклонения и может перечислить значения сослагательного наклонения.
  • Опознает и умеет употреблять желательное наклонение.
  • Умеет определять будущее простое и знает, глаголы тематического спряжения
  • Различает виды условных предложений и умеет их строить.
  • Опознает основы атематического склонения, оканчивающиеся на сонанты.
  • Может перечислить основы атематического склонения на -ν-.
  • Понимает значение, образование и употребление аориста.
  • Знает основные формы глагола.
  • Знает формы второго аориста. Умеет строить придаточные предложения цели.
  • Знаком с основами атематического склонения на -σ-.
  • Знает основы атематического склонения на смычный.
  • Знает основы атематического склонения на -ντ-.
  • Способен опознать атематический корневой аорист
  • Знает основы атематического склонения на дифтонги. Знает все типы условные предложений.
  • Может перечислить основы атематического склонения на гласный.
  • Определяет непереходно-пассивные формы глагола.
  • Понимает значение, умеет образовывать формы перфекта.
  • Способен опознать корневой перфект, perfectum II
  • Определяет медиально-пассивный перфект.
  • Умеет назвать и применить все основные формы глагола.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю греческого языка.
    Графика. Фонетика. Просодия.
  • Глагол. Грамматические категории глагола.
    Первичная глагольная основа. Тематическое и атематическое спряжения. Praesens indicativi activi, Imperativus praesentis activi тематического спряжения. Односоставные предложения. Отрицание
  • Глаголы атематического спряжения
    Praesens indicativi activi. Вопросительные предложения.
  • Грамматические категории имени.
    Именное склонение. Склонение личных местоимений. Общая характеристика глагольного управления. Предлоги.
  • Тематическое (2) склонение существительных.
    Синтаксические позиции определения.
  • Прилагательные тематического (2) склонения.
    Относительное местоимение ὅς, ἥ, ὅ. Accusativus duplex. Субстантивация прилагательных. Образование префиксальных глаголов.
  • Прошедшие (исторические) времена глагола.
    Первичные и вторичные окончания глагола. Приращение. Imperfectum activi тематических глаголов. Синтаксические функции винительного падежа.
  • Imperfectum activi атематического спряжения.
    Приращение у префиксальных глаголов. Осложненные предложения. Accusativus cum infinitivo.
  • Склонение имен с основой на -α- (1 склонение).
    Склонение существительных женского и мужского рода. Придаточные предложения места. Управление префиксальных глаголов.
  • Прилагательные женского рода с основой на -α-.
    Придаточные предложения времени. Некоторые функции Genetivus.
  • Слияние гласных в именных и глагольных формах.
    Слитные существительные и прилагательные. Придаточные предложения причины. Двойственное число. Слитные глаголы тематического спряжения. Некоторые функции падежей.
  • Слитные глаголы тематического спряжения.
    Некоторые функции падежей.
  • Грамматическая категория залога.
    Медиальный залог тематических глаголов (Praesens). Синтаксические конструкции при страдательном залоге.
  • Медиальный залог атематических глаголов (Praesens).
    Отложительные глаголы. Genetivus absolutus.
  • Имена с тремя формами грамматического рода 1 и 2 склонений.
    Аттракция относительного местоимения. Согласование при однородных членах.
  • Грамматическая категория наклонения.
    Сослагательное наклонение (Praesens). Типы составного сказуемого.
  • Optativus praesentis.
    Функции модальной частицы ἄν. Итеративно-обобщенные предложения.
  • Регулярные глаголы тематического спряжения.
    Система форм будущего времени. Futurum primum.
  • Futurum secundum.
    Условные период (modus realis, modus futuralis).
  • Атематическое (3) склонение.
    Общая характеристика. Имена с основой на сонорные. Косвенная речь и косвенный вопрос.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на -ν-.
  • Аорист
    Основа, флексия, употребление.
  • Основные формы глагола и основы, от которых они образуются.
    Придаточные с verba timendi.
  • Тематический аорист (Aoristus II activi et medii).
    Придаточные предложения цели.
  • Имена с основой на -σ- атематического (3) склонения.
    Предложения следствия.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на смычный. Придаточные предложения времени.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на -ντ-.
  • Атематический (корневой) аорист.
    Строение. Употребление.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на дифтонги. Условный итеративные период. Обзор всех типов условного периода.
  • Атематическое (3) склонение.
    Имена с основой на гласный.
  • Непереходно-пассивная основа глагола.
    Аорист пассивный. Будущее время страдательного залога.
  • Система перфекта.
    Образование основы перфекта. Perfectum I activi, plusquamperfectum I activi.
  • Perfectum II, plusquamperfectum II activi.
    Строение. Употребление.
  • Perfectum et plusquamperfectum medii-passivi.
    Futurum III activi et passivi.
  • Основные формы глагола.
    Классы глаголов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Проверочные работы
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 30 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Лексические диктанты
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 25 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится письменно в аудитории. Во время подготовки ответов, студенту разрешается пользоваться словарем. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.12 * Домашняя работа + 0.24 * Лексические диктанты + 0.24 * Проверочные работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mastronarde, D. J. (2013). Introduction to Attic Greek (Vol. 2nd ed). Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=517398
  • Доровских Л.В. - Древнегреческий язык: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 134с. - ISBN: 978-5-9765-1049-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bakker, E. J. (2010). A Companion to the Ancient Greek Language. Chichester, West Sussex: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310720
  • Fairbairn, D. (2011). Understanding Language : A Guide for Beginning Students of Greek and Latin. Washington, District of Columbia: Catholic University of America Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=943097