• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Literature

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructors


Bogdanov, Konstantin


Димитриев Виктор Михайлович


Shkolnikov, Vadim

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен всестороннему рассмотрению современного состояния теоретического знания о литературе, в том числе углубленно изучается история античной и западноевропейской критической мысли о литературе в ряду других искусств. На занятиях слушатели также учатся использовать теоретические знания при анализе литературных произведений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о литературе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует научную литературу
  • Студент различает основные категории современной рефлексии о литературе
  • Студент учитывает методологические импликации тех или иных концепций литературного текста
  • Студент анализирует конкретные литературные произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философская эстетика
    Античная поэтика: миф, мимесис, характер. Эстетика Гегеля и рождение исторического метода
  • Основы новой поэтики
    Основы новой поэтики: от этнографизма к структурализму
  • Модернистская теория нарратива
    Модернистская теория нарратива: мотив, сюжет, рассказчик
  • Теоретические подходы к литературе середины XX в.
    Михаил Бахтин: в сторону новой исторической поэтики
  • Психология литературы
    Психоанализ в литературоведении Использование психоаналитических моделей в исследовании литературы. От Фрейда к Лакану: трансформации психоаналитических моделей в интерпретации культуры.
  • Эссенциализм и интерактивность литературного текста.
    Интенция и рецепция: автор – черновик – читатель. Текст во времени и пространстве. Маркеры текстуального процесса и текстовой структуры. «Авторская воля» и «права» исследователя. Рецептивная эстетика Х. Яусса и В. Изера. Семиотика и герменевтика литературного текста. Дискурс и интертекст. Структурализм и постструктурализм в литературоведении.
  • Прагматика литературы.
    Антропология литературы. Контексты литературного текста. Понятие конститутивных и перформативных высказываний. Когерентность и фрагментарность текстуальной структуры. Психологизм текста и его вневербальные проекции. Эмоции и эмотивы. Когнитивные исследования в нарратологии. Вопросы исследования мотива, сюжета и нарратива в когнитологической перспективе.
  • Социология литературы.
    Массовая литература и массовая культура. «Бирмингемская школа»: ее истоки, эволюция и влияние на исследование массовой литературы. Историческая социология массовой литературы в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная аудиторная работа, длительностью 70 минут. Задания для контрольной работы разрабатываются на основе пройденного материала. Студент имеет возможность подготовиться по материалам занятий. Пользоваться источниками на контрольной работе не разрешается.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Обязательным условием получения высокого балла по этой компоненте является (1) презентация (одна за модуль), (2) участие в дискуссии на семинаре. Тема презентации выбирается из списка заданных тем для каждого семинара. Презентация не должна занимать более 7-8 минут и должна продемонстрировать хорошее понимание релевантных философских концепции и умение критически оценить эти концепции. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 2 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Аудиторная работа + 0.35 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ананьева, Е. (2009). Антропология литературы: человек пишущий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3A86143E
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Castle, G. (2007). The Blackwell Guide to Literary Theory. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=181521
  • Sempere, J. P. (2014). The Influence of Mikhail Bakhtin on the Formation and Development of the Yale School of Deconstruction. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=772096