• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2017/2018
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Ivanova, Kira


Baranova, Vlada V.


Герасимов Дмитрий Валентинович

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая половина дисциплины посвящена проблемам лексикологии, семантики, прагматики и обзору вопросов отдельных дисциплин языковедческого цикла.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Излагает круг вопросов лексической семантики, дает определения лексическим и лексигографическим аспектам языка, анализирует семантическую структуру лексических единиц
  • Анализирует текст в прагматических аспектах, перечисляет основные категории языковой прагматики
  • Демонстрирует понимание сути этнолингвистических проблем, приводит и анализирует примеры
  • Анализирует и интерпретирует речевые явления в социолингвистических категориях
  • Воспроизводит факторы языкового разнообразия, перечисляет методы лингвистической типологии
  • Анализирует особенности детской речи в свете проблемы генезиса языковых компетенций и характеризует методику коррекции и обучения языковым нормам в различных социокультурных условиях
  • Воспроизводит особенности психолингвических исследований, приводит примеры языковых нарушений и указывает на их нейрофизиологическую природу
  • Анализирует просодические параметры предложенного текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лексическая семантика
    Лексика и лексическое значение. Классификация лексических единиц. Синонимия, антонимия и другие лексические связи. Семантические поля и семантические сети. Проблемы лексикографии. Исторические изменения в значении слов.
  • Прагматика
    Высказывание и контекст. Двусмысленность и интерпретация. Импликатура и пресуппозиция. Постулаты Грайса. Речевые акты. Информационная структура.
  • Супрасегментные явления
    Просодические явления и методы их изучения. Ударение. Типы ударений. Тон и интонация.
  • Этнолингвистика
    Язык и культура. Антропологические подходы к языку. Проблемы категоризации и концептуализации. Роль языка в формировании культуры.
  • Социолингвистика
    Язык и общество. Понятие языковой нормы. Язык и идентичность. Социолингвистические переменные: этничность, гендер, вероисповедание, социальный статус. Диалект, социолект, речевое сообщество. Переключение кода. Двуязычие, многоязычие. Языковая политика.
  • Лингвистическая типология
    Подходы к языковому многообразию. Методы оценки языкового многообразия. Фонетическое многообразие. Морфологическое разнообразие. Синтаксическая типология. Лексическая типология.
  • Освоение языка
    Подходы к изучению детской речи. Основные направления в исследовании детской речи. Этапы детского речевого развития. Общие тенденции и индивидуальные стратегии в освоении речи. Роль взаимодействия в освоении речи. Особенности освоения родного языка и обучения языку как иностранному.
  • Психо- и нейролингвистика
    Экспериментальные подходы к изучению языка. Психологические особенности речевых процессов. Языковые ошибки и языковые нарушения. Язык и мозг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная аудиторная работа, длительностью 80 минут. Задания для контрольной работы разрабатываются на основе пройденного материала. Студент имеет возможность подготовиться по материалам занятий. Пользоваться источниками на контрольной работе не разрешается.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает выполнение заданий и ответы на вопросы, составленные на основе лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории. и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.08 * Аудиторная работа + 0.32 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bouissac, P. (2010). Saussure: A Guide For The Perplexed. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344269
  • Макерова, С. (2013). «Лингвистика» – «Грамматика» – «Лингвистика (Грамматика) Текста»: Содержание И Корреляция Понятий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CBE8C2F

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011