• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Chinese Language

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Китайский язык» являются овладение знаниями и компетенциями в области современного китайского языка – фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном настоящей программой. Данный курс носит междисциплинарный характер, что обусловлено спецификой подготовки бакалавра по направлению «Востоковедение и африканистика», направленной на широкопрофильное обучение, которая требует использование материала и комментариев к нему по различным научным отраслям. В результате успешного прохождения курса студент осваивает следующие компетенции: знать фонетический и лексико-грамматический строй китайского языка. Владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения. Иметь навыки иероглифического письма, грамматические навыки, позволяющие понимать основные языковые материалы о повседневной жизни; навыки ведения беседы и диалога на китайском языке (путунхуа) в объеме, предусмотренном данной программой, использовать адекватные социо-культурные модели коммуникации в типовых ситуациях. Уметь читать и переводить тексты в объеме, предусмотренном данной программой с китайского языка на русский и с русского языка на китайский. Владеть лексикой в объеме, определенном материалом базовых учебников. Владеть основными навыками лингвистического и филологического анализа текста на китайском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение знаниями и компетенциями в области современного китайского языка – фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном программой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет нормативной фонетикой, базовой грамматикой, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами китайского языка, а также базовой лексикой.
  • Умеет понимать устную речь на бытовые темы, читает и понимает тексты на китайском языке на бытовые и др. часто встречающиеся темы, при необходимости привлекая словари. Делает сообщения, доклады (с предварительной подготовкой), участвует в обсуждении предложенных тем, не носящих узкоспециальный характер (задавать вопросы и отвечать на вопросы).
  • Обладает навыками устного и письменного перевода с китайского языка на русский и с русского на китайский. Владеет навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи, применяя их для повседневного общения), а также соблюдает речевой этикет.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 1. Структура китайского слога и минимальные фонетические единицы языка. Тоны китайского языка (частотная характеристика, интенсивность, длительность). Финали i, u, a , инициали m, f, n.
    Основные графические элементы. Порядок черт. 1 группа ключей: единица, работа, земля, воин. 2-3 группа ключей: откидная влево, обрыв, болезнь, двор, шаг левой ногой; крюк, бамбук, рука, ворота.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 2. Инициали b, d, g.
    Расположение ключей в составе сложных иероглифов. 4-5 группа ключей: рот, ограда, солнце, глаз, поле; человек, большой, белый.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 3. Инициали l, x, финали ü, e. Понятие ударения.
    6-7 группа ключей: гора, женщина; лед, вода, дерево, рис.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 4. Инициали s, sh, r, Ударный и безударный слоги.
    8-9 группа ключей: крыша, крыша с точкой; опять, письмена, ударять.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 5. Инициали c, ch, z, zh. Изменение звуков в потоке речи. Ассимиляция.
    10 группа ключей: нога, город, земляной вал, сын, тянуть, идти с остановками
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 6. Финали e, o, ai, an, au, ang.
    11-12 группа ключей: человечек, огонь, собака (написание слева); нож, сила.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 7. Финали ei, ou, en, eng. Сандхи тонов.
    13-14 группа ключей: дождь, ложка, сравнивать, старый.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 8. Инициали x, q, j. Частичное изменение тона.
    15-16 группа ключей: ветер, летать, сердце, маленький, длинный.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 9. Финали uo, ua, ie, ia. Полное изменение тона.
    17-18 группа ключей: луна, молодой; речь, язык, металл, запад.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 10. Финали in, ing, ong, iong, un, ung, ui, iu, iao. Редукция, назализация, прибавление звука.
    19-20 группа ключей: видеть, раковина, лошадь, рыба, птица, шелк.
  • 1 год обучения. Модуль 1. Вводный курс фонетики и графики. Тема 11. Эризация, интонация. Ритм. Пауза. Логическое ударение. Темп.
    21 – 22 группа ключей: корова, баран, телега, топор, ухо.
  • 1 год обучения. Модуль 2. Практический курс китайского языка. Уроки 1-2. Урок 1.
    Грамматика: Основные принципы написания иероглифических черт; Повторение основных графем Выполнение упражнений на закрепление основ иероглифического письма. Порядок написания иероглифа. Выполнение упражнений, ориентированных на закрепление правильного порядка написания чет иероглифов и повторение основных графем. Аудирование: Вводные фонетические упражнения: сочетания пройденных инициалей и финалей, выполнение фонетических упражнений на закрепление тонального произношения по аудиозаписям.
  • 1 год обучения. Модуль 2. Практический курс китайского языка. Уроки 1-2. Урок 2.
    Грамматика: 1. Структура китайского иероглифа. 2. Выполнение иероглифических упражнений. 3. Выражение приветствия. Повторение. Аудирование: Фонетические упражнения на закрепление навыков написания китайских слов на пиньине по аудиозаписям.
  • 1 год обучения. Модуль 3. Практический курс китайского языка. Уроки 3-5. Урок 3.
    Грамматика: 1. Типы графической структуры иероглифов. 2. Способы комбинирования графем в иероглифе. 3. Выполнение упражнений на закрепление способов комбинирования графем и написания иероглифов. Аудирование: Фонетические упражнения на закрепление навыков написания китайских слов на пиньине по аудиозаписям.
  • 1 год обучения. Модуль 3. Практический курс китайского языка. Уроки 3-5. Урок 4.
    Грамматика: 1. Предложения с глаголом-связкой 是. 2. Структура простого предложения (SVO). 3. Вопросительные предложения с 吗. 4. Правила записи слогов в пиньинь: Знак слогоделения. 5. Графемы, не употребляющиеся самостоятельно. Аудирование: Фонетические упражнения на сочетания звуков и закрепление навыков написания китайских слов на пиньине по аудиозаписям.
  • 1 год обучения. Модуль 3. Практический курс китайского языка. Уроки 3-5. Урок 5.
    Грамматика: 1. Специальный вопрос. 2. Определение и частица 的. 3. Предложения с прилагательным в роли сказуемого. 4. Утвердительно-отрицательная форма общего вопроса. Аудирование: 1. Тоны: легкий и нейтральный. 2. Тексы по аудиозаписям: 1.7. 这是书吗?[Это - книга?] 1.8. 那是什么?[Что там?]
  • 1 год обучения. Модуль 4. Практический курс китайского языка. Уроки 6-7. Урок 6.
    Грамматика: 1. Числительные . 2. Счет Предложения с глагольным сказуемым. 3. Вопрос о возрасте с 多大. 4. Предложения со значением принадлежности с 有. Аудирование: 1. Тексы по аудиозаписям: 在李丽家[Дома у Лили]. 2. 看照片[Рассматривая фотографии].
  • 1 год обучения. Модуль 4. Практический курс китайского языка. Уроки 6-7. Урок 7. 你是哪国人[Из какой ты страны?].
    Грамматика: 1. Обстоятельство. 2. Наречия 也 и 都. 3. Счетные слова. 4. Вопросительные местоимения 哪 и 什么. 5. Числительные二、两 . 6. Вопросительные слова 几、多少. Аудирование: Тексы по аудиозаписям: 1. 在路上[В дороге] 2. 在学校食堂吃饭[Ес.ть в школьной столовой].
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий.
  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий.
  • неблокирующий Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 3.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий.
  • неблокирующий Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 4.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 1.
    Контрольные работы могут включать в себя фонетический диктант, чтение слогов по транскрипции, проверочную по ключам, иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 2.
    Контрольные работы могут включать в себя иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 3.
    Контрольные работы могут включать в себя иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 4.
    Контрольные работы могут включать в себя иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 2.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 4.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Экзамен проводится в устно-письменной форме (тест на знание грамматики в LMS, чтение и перевод текста с китайского на русский). Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию в РУЗ. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1. + 0.1 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 1. + 0.1 * Контрольные работы. Модуль 2. + 0.3 * Экзамен. Модуль 2.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.18 * Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 3. + 0.18 * Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 4. + 0.12 * Контрольные работы. Модуль 3. + 0.12 * Контрольные работы. Модуль 4. + 0.4 * Экзамен. Модуль 4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ма Жунюй - Китайский язык для начинающих: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 48с. - ISBN: 978-5-9765-3880-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119067

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Спешнев, Н.А. Введение в китайский язык: фонетика и разговорный язык : учебник / Н. А. Спешнев. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 256 с. - ISBN 978-5-9925-1075-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048104
  • Шафир, М.А. Китайский язык. Особенности письма. Прописи : практическое пособие / М. А. Шафир. - Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 112 с. - ISBN 978-5-9925-1193-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048116