• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russia and Countries of the East

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Россия и страны Востока» представляет собой базовый курс для студентов, обучающихся по направлению «Востоковедение и африканистика», и нацелен на приобретение обучающимися базовых фактических и теоритических знаний, необходимых для дальнейшего всестороннего изучения выбранного региона. В практическом плане задачей курса является ознакомление студентов с процессом становления и развития отношений России со странами Востока преимущественно в новое и новейшее время. В теоретическом плане предполагается знакомство обучающихся с основными историческими, политическими и экономическими процессами, протекавшими в изучаемых регионах. Курс лекций имеет научно-исследовательский характер; материалы лекций основаны на ценных исторических и архивных материалах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития отношения между Россией и странами Востока.
  • Формирование у студентов устойчивых знаний истории отношений России со странами Востока.
  • Овладение студентами навыков анализа социальных, политических, религиозных и экономических отношений между Россией и странами Востока на основе источников и исследовательской литературы.
  • Знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по истории становления и развития отношений между Россией и странами Востока.
  • Развитие у студентов навыков письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
  • Знает: общие принципы и закономерности развития отношений между Россией и страна-ми Востока.
  • Умеет: различать общее и особенное в становлении и историческом развитии отношений между Россией и странами Востока.
  • Имеет навыки (приобрел опыт): навыками последовательного исторического анализа, техникой реферирования текстов по исторической тематике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Раздел 1 Россия и Арабский Восток Лекция 1: Арабские средневековые источники о славянах и русах.
    Арабские путешественники в русских землях. Свидетельства о славянах в арабских средневековых исторических источниках. Ибн Фадлан, ат-Табари, ал-Балазури, ал-Масуди, Ибн Баттута и др. Персидские источники о славянах. Термины «славяне» и «русы» в восточных источниках. Русские путешественники на Ближнем и Среднем Востоке(Средние века).
  • 1. Раздел 1 Россия и Арабский Восток Лекция 2: Взаимоотношения России с ближневосточными Церквями (Антиохийским, Иерусалимским патриархатами и др.)
    Русское православие и восточно-христианские Церкви. Роль восточных патриархов в учреждение патриаршества Московского и всея Руси в конце XVI в. Реформы Никона и два собора с участием православных патриархов (1654 и 1666 гг.). Поддержка Россией православных патриархатов, томившихся под османским игом, прежде всего Антиохийского. Петровские преобразования и охлаждение отношений России с православными общинами на Востоке. Николаевская эпоха и активность Российской империи в Святой Земле. Крымская война и ее последствия. Императорское Православное Палестинское общество: паломническая и образовательная деятельность. Катастрофа 1917 г. и уход России с Ближнего Востока. Возобновление контактов России с Антиохийским патриархатом при Сталине: в годы Второй Мировой войны и после нее. Постсоветская Россия и ближневосточное православие.
  • Раздел 1 Россия и Арабский Восток Лекция 3: Военное и военно-техническое сотрудничество России и стран Ближнего Востока (XVIII-XX вв.).
    Установление российско-арабских политических и экономических связей восходит к XVIII веку. Возможности для этого создало появление в Средиземном море российского флота. Подписанный 22 июля 1774 года Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией предусматривал открытие Босфора и Дарданелл для русского торгового мореплавания и предоставление России некоторых дипломатических привилегий. Что касается Советского Союза, то стратегический прорыв в его отношениях с ближневосточными странами произошел в 1955-1956 годах, после того как позиция, занятая Москвой во время Суэцкого кризиса, привела к установлению СССР дружественных отношений с Египтом, Сирией, а затем и с Ираком, к упрочению его авторитета не только на Арабском Востоке, но и в «третьем мире» в целом. После распада Советского Союза курс России в отношении арабских стран формировался под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. Однако в настоящее время Россия вновь стала одним из ведущих игроков на ближневосточной и североафриканской аренах.
  • Раздел 2. Россия и Турция 1.1 Русско (российско)-турецкие отношения в XV – начале XX вв.
    В лекции будут рассмотрены русско (российско)-турецкие отношения на различных исторических этапах. Московский период (15 – первая половина 17 вв.): установление отношений, первые посольства, первая война 1569 г. Имперский период (до начала 19 в.): первый договор о мире и определение границ 1681 г., Россия в «Священной лиге», Крымские походы, константинопольский мир и учреждение постоянного посольства 1700 г., война 1768-74 гг. и Кючюк-Кайнарджийский договор, «Греческий проект». Отношения в 19 – начале 20 вв: русско-турецкий союз против Франции 1799 г., война 1806-12 гг., «Восточный» вопрос, Первая мировая война на Кавказском фронте.
  • 1. Раздел 2. Россия и Турция 1.1 Российско-турецкие и советско-турецкие отношения в XX-начале XXI вв.
    В лекции будут рассмотрены российско-турецкие и советско-турецкие отношения в XX-начале XXI вв. Советский период (1917-1991 гг.): советская помощь в нац.-освобод. борьбе; Московский договор 1921 г.; «золотой век» взаимоотношений; конвенция Монтрё 1936 г; отношения в гг. Второй мировой войны; Турция в НАТО и СЕНТО; отношения в 1960-80 гг. Постсоветский период: распад СССР и его последствия для двусторонних отношений; активность Турции в постсоветских республиках; экономическое сотрудничество; кризис 2015-16 гг.
  • 1. Раздел 3. Россия и Китай 1.1 Российско-китайские отношения: основные вехи исторического развития.
    Налаживание связей Московского государства со странами Востока в 15 в. и первые контакты с китайской стороной. Подписание договора о границе и установлении мирных взаимоотношений между Русским государством и Цинской империей. Основные тенденции двухсторонних отношений в сер. XIX – нач. XX вв. Советско-китайские отношения до 1949 г. Установление дипломатических отношений и подписание Договора 1950 г. Появление идеологических споров в середине 50-х гг. и попытки нормализации отношений в 70-е гг. Распад СССР и развитие отношений в начале XXI в.
  • 1. Раздел 3. Россия и Китай 1.1 Российско-китайские отношения на современном этапе.
    Торгово-экономическое сотрудничество. Китайский проект «Один пояс, один путь» и проблема его сопряжения с ЕАЭС. Сотрудничество в рамках международных организаций: ШОС, БРИКС. Политика КНР в регионах, представляющих стратегический интерес для России. Гуманитарное сотрудничество: культурные, научные и образовательные обмены. Противоречия в отношениях и перспективы дальнейшего развития.
  • 1. Раздел 3. Россия и Китай 1.1 КВЖД и  русская эмиграция в Китае
    История КВЖД и русской колонии в Маньчжурии в конце XIX– начале XXвека. КВЖД в международных отношениях 1917-1924 гг. Советский период в истории КВЖД 1924-1934 гг. Японский период в истории КВЖД (1935-1945). КВЖД и русская эмиграция в Китае после Второй мировой войны.
  • 1. Раздел 4. Россия и Тибет 1.1 Русско-тибетские отношения: история и современность.
    Лекция посвящена общей характеристике развития русско-тибетских отношений на протяжении XVIII-XXI веков. Вместе с историей развития отношений описываются наиболее яркие события и личности, связавшие Россию и Тибет, объясняется популярность в России тибетского буддизма. В конце лекции приводятся сведения о присутствии тибетской культуры в российской на современном этапе.
  • 1. Раздел 5. Россия и Япония 1.1 Установление контактов и взаимодействие России и Японии в XVIII – начале XIX вв.
    Первые японцы в России. Попытки установления отношений между Россией и Японией во второй половине XVIII в. Посольство А.Э. Лаксмана. Русско-японские контакты в первой половине XIX в. Посольство Н.П. Резанова. Экспедиция Хвостова и Давыдова на Сахалин 1806-1807 гг.
  • 1. Раздел 5. Россия и Япония 1.1 Развитие отношений между Россией и Японией XIX-XX вв.
    Российско-японские отношения в XIX в. Проблема границ. Посольство Путятина. Установление дипломатических отношений. Установление границы между двумя государствами. Проблема Сахалина. Визит Муравьева в Эдо 1859 г. Первое посольство Японии 1862 г. Второе посольство 1867 г. Временное соглашение по Сахалину. Миссия Ивакура (1871-1875). Санкт-Петербургский мирный договор 1875 г. – окончательное соглашение сахалинской проблемы. Торговый договор 1895 г.
  • 1. Раздел 5. Россия и Япония 1.1 Развитие отношений между Россией и Японией в XX - XXI вв.
    От колониального соперничества к геологическому союзу. Русско-японская война. Портсмутский мирный договор. Послевоенное сближение России и Японии. СССР и Япония во второй мировой войне (1939-1945). Холодная война и восстановление дипломатических отношений между СССР и Японией. Советско-японские отношения в годы перестройки и российско-японские отношения в конце XX в. Российско-японские отношения в начале XX в.
  • 1. Раздел 5. Россия и Япония 1.1 Русский театр за рубежом и театры Востока в России
    Взаимодействие между культурами - важная проблема в современном мире. В данный момент, фактически не осталось ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы так или иначе связана с межкультурным взаимодействием. В условиях процесса глобализации остро встает проблема определение рамок межкультурного сближения, вопрос культурной идентичности. В этом плане тема Русского театра на Востоке и театров Востока в России оказывается существенной для современной многонациональной и многоконфессиональной России, которая, находясь в поиске смысловых и ценностных ориентиров, уверенно входит в глобальные процессы, формирует цели и приоритеты будущего развития. Театр составляет существенную часть культурной жизни любого народа, а взаимодействие национальных театральных школ – важное направление межкультурного сотрудничества. Восточный традиционный театр во многом отличается от русского: у них разные законы драматургического построения пьесы и художественного оформления театрального представления, непохожая актерская игра, костюмы и грим, отличное решение сценического пространства. Своеобразие восточного театра во многом определяется характером мифологии, религии и философии стран Востока, также большое влияние оказало развитие письменности и литературы.
  • 1. Раздел 6. Россия и Корея
    Первые контакты между Россией и Кореей. Российско-корейские отношения в во второй половине –– конце XIX в.: появление территориальных границ, первые волны эмиграции корейцев в Российскую Империю. Русско-корейский договор 1884 г. Миссия К.И.Вебера. Миссия Ким Ёнхвана. Конфликты интересов России, Китая и Японии на Корейском полуострове в 90-х гг. XIX в. Китайско-японская война 1894-1895 гг. и ее последствия для российско-корейских отношений. Пребывание государя Кочжона на территории российской дипломатической миссии. Реформы государя Кочжона. Противостояние России и Японии на Корейском полуострове в конце XIX – начале XX вв. Изменения в политических отношениях между Россией и Кореей. Русско-японская война 1904-1905 гг. и ее значение для российско-корейских отношений в первой половине XX в. Россия и Корея в период японского протектората и генерал-губернаторства. СССР и освобождение Кореи от японского колониального господства в 1945 г. Место Кореи в советской политике на Дальнем Востоке после Второй мировой войны. Участие СССР в создании Корейской Народно-Демократической Республики. СССР и КНДР в годы Корейской войны (1950-1953). Отношения СССР и КНДР в 60-е –– 70-е гг XX в. Смена вектора в российско-корейских отношениях в конце 1980-х гг. Установление дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея. Отношения РФ и КНДР с 1991 г. до настоящего времени. Расширение культурных и экономических связей между Россией и РК. Участие РФ в процессе мирного урегулирования и денуклеаризации Корейского полуострова. Отношения РФ и РК с 1991 г. до настоящего времени.
  • 1. Раздел 6. Россия и Юго-Восточная Азия 1.1 Россия и страны Юго-Восточной Азии: от взаимного интереса к сотрудничеству
    ЮВА на периферии геополитических интересов Российской империи. Экспедиции и исследования Н.Н.Миклухо-Маклая в ЮВА. Российско-Сиамские отношения и контакты в конце 19-го - начале 20-го века. Контакты по линии Коминтерна и КУТВа. Поддержка СССР коммунистических и национально-освободительных движений в странах ЮВА до и после 2-й мировой войны. Россия и страны АСЕАН. Представительство РПЦ в ЮВА.
  • 1. Раздел 7. Россия и Центральная Азия 1.1 Россия и Центральная Азия. Политические и торгово-экономические отношения в Новое и Новейшее время.
    Государственные образования ЦА в Новое время. Векторы восточной политики Московского государства и их влияние на внешнюю политику России имперского периода. Посольство Флорио Беневини - опыт постоянной миссии при дворе бухарских ханов. Русско-среднеазиатская торговля: основные маршруты.  "Большая Игра" и завоевание центрально-азиатских ханств Российской империей. Туркестанское генерал-губернаторство и Степной Край: особенности взаимодействия метрополии и азиатских территорий.
  • 1. Раздел 7. Россия и Центральная Азия 1.1 Россия и Иран. Основные аспекты политического и экономического взаимодействия в Новое и Новейшее время. (Алексеев А.К.)
    В лекции рассматриваются аспекты политического и экономического взаимодействия Российской империи и государств Зендов, Каджаров и Пехлеви, располагавшихся на территории Персии/Ирана. К таким вопросам относятся русско-иранские войны первой трети XIXв., результаты которых в значительной степени способствовали формированию современных политических границ на Южном Кавказе, а также закреплению России в качестве одного из ведущих политических акторов в регионе. Отдельное внимание уделяется аспектам т.н. «Большой Игры» в Персии и российскому влиянию в этой стране, после ее раздела на сферы влияния между Российской и Британскими империями, дипломатическому взаимодействию и проникновению российского капитала. После Октябрьской революции и установления Советской власти, отношения Советской России и Персии претерпели серьезные изменения, что выразилось в заключении Советско-персидского договора о дружбе 1921 г., который был одним из первых актов международного признания РСФСР, а также определял подходы к новой политической ситуации на Кавказе и на Среднем Востоке в целом. Благодаря открытию архивов, как в России, так и в Иране, историки получили доступ к интересным документам советско-иранских отношений в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы, что позволяет по-новому оценить влияние СССР на политическую ситуацию в стране, формирование левого движения, национальных движений азербайджанцев и курдов на севере и северо-западе Ирана (АДР и МР), а также на т.н. вопрос о «северной нефти» и выделении нефтяных концессий. В новейший период предполагается рассмотрение отношений Российской Федерации и Исламской Республики Иран в свете международной и региональной обстановки, условий и факторов, сформировавших возможности для активного политического и экономического взаимодействия двух стран.
  • 1. Раздел 8. Россия и Африка 1.1 Россия и Африка XIX-XX вв.
    Русские путешествен6ники на Африканском Роге. Е.П. Ковалевский: взгляд на северо-восточную Африку глазами русского путешественника. Интерес в русском обществе к христианской африканской стране. Сочувствие в борьбе Эфиопов с колониальными державами. Авантюра Н.И. Ашинова как отражение стремления части российской элиты к созданию форпоста на Африканском Роге. Русские врачи и дипломаты н6а Африканском Роге.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Экзамен
    На время дистанционного обучения: экзамен проводится в форме теста (вопросы по материалам курса). Экзамен проводится на платформе ЛМС (https://lms.hse.ru/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие стабильного подключения к интернету. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение: минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.4 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • АЛАЕВ Л.Б. (2012). Две Новейшие Концепции Истории Востока И Мира (О.Е.Непомнин Versus Л.С.Васильев). Сравнительная Политика, (1 (7)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16359915
  • Мельникова, Л. (2015). Россия И Дальний Восток На Рубеже Xix-Xx Веков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.429EC9CE
  • Муканова, Г. К. (2018). Россия и Китай на пути к альянсу цивилизаций, конец ХIХ - начало ХХ вв. (на примере материалов периодических изданий). Bylye Gody, 48(2), 776–785. https://doi.org/10.13187/bg.2018.2.776

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002