• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Data-Culture

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructor


Zorkina, Mariana

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины студенты получат представление об основных инструментах, методах и подходах цифровых гуманитарных наук, научатся правильно формулировать и решать базовые задачи корпусного анализа и визуализации данных, а также познакомятся с основными направлениями гуманитарных исследований, в которых широко применяются компьютерные технологии, в том числе, в рамках востоковедения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с основными методами цифровых гуманитарных наук такими как корпусный анализ, визуализация, семантический анализ и анализ тональности текста.
  • Дать представление о том, какие виды корпусов необходимы для решения различных исследовательских задач, и сформировать базовые навыки работы, по крайней мере, в одном русскоязычном и одном англоязычном корпусе.
  • Познакомить со спецификой работы с текстами на восточных языках и особенностями их обработки.
  • Развить навыки решения базовых задач корпусных исследований и визуализации с помощью программ Gephi и AntConc.
  • Дать представление о принципах формирования темы исследования, основанного на компьютерных технологиях, и этапах исследования по сформулированной теме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает историю возникновения, основные методы и задачи цифровых гуманитарных наук.
  • Студент способен описать использование компьютерных технологий в различных гуманитарных науках, знает особенности анализа восточных текстов и инструменты расширенного поиска в сети интернет и других источниках, может привести примеры онлайн-проектов и цифровых инструментов для проведения исследований.
  • Студент знает основные принципы постановки проблемы, умеет правильно структурировать исследование, знает основные методики анализа материала и толкования данных, собранных с помощью компьютерных технологий, умеет оценивать и избегать рисков на этапах сбора и интерпретации данных.
  • Студент владеет базовыми навыками работы в корпусе, может использовать интерфейс корпуса для решения базовых исследовательских задач, владеет методикой работы в корпус-менеджере AntConc.
  • Студент может описать и применить к фрагменту текста основные принципы подготовки и разметки данных при подготовке корпуса, знает особенности адаптации разметки под исследовательские задачи (стандарт TEI, JSON, XML), владеет принципами использования TagAnt, MyStem, умеет продемонстрировать преимущества визуализации и анализа сетей в гуманитарных исследованиях (Gephi).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Цифровые гуманитарные науки (DH): цели, методы, перспективы.
  • Тема 2. Компьютерные технологии в гуманитарных исследованиях.
  • Тема 3. Дизайн исследований: структура, этапы, риски.
  • Тема 4. Корпусная лингвистика.
  • Тема 5. Принципы подготовки и разметки данных. Анализ сетей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Презентация группового проекта (в форме устного доклада одним или несколькими членами группы студентов) готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельно разработанное, специально подготовленное выступление по тематике курса на заранее заданную тему. Выступающий должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, содержать информацию о целях и задачах проекта, методиках и материале, а также выводах исследования; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер).
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Тест
    Тесты по материалам онлайн курса «Основы программирования на Python».
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме письменного экзамена – 90 минут. Формат экзамена на время дистанционного обучения: Экзамен проводится в письменной форме (выполнение заданий теста и ответ на открытый вопрос) с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle, прокторинг на платформе Экзамус. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять техническим требованиям, ознакомиться с которыми можно по ссылке (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf). Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность, следовать указаниям проктора для проверки рабочего места студента. Во время экзамена студентам запрещено: покидать зону видимости веб-камерой, отключать микрофон и снижать его уровень чувствительности к звуку, привлекать помощь третьих лиц, предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам, вступать в разговоры с третьими лицами, использовать любые справочные материалы (книги, шпаргалки, записи в бумажном и электронном виде), любые гаджеты (сотовые телефоны, пейджеры, калькуляторы, планшеты), дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для экзамена, открывать любые вкладки браузера (Яндекс, Google и др.). Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться ручкой и чистыми листами бумаги формата А4 в качестве черновика. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на период до 10 минут, при этом после восстановления связи экзамен продолжается в обычном режиме без предоставления дополнительного времени. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на период 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Доклад + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schreibman, S., Siemens, R. G., & Unsworth, J. (2004). A Companion to Digital Humanities. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231516

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Liu, A. (2011). The state of the digital humanities: A report and a critique. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E10E1ECF
  • Network theory, plot analysis. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.629DE0C9
  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Вестник Пермского Университета. Серия: История, (3 (26)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15671143