• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Logic

2016/2017
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Главная задача курса – развить у студентов способность к критическому мышлению, а также умение вести дискуссию и правильно оценивать аргументы. Все вместе это закладывает основу для того, чтобы студенты усвоили главные навыки построения научной аргументации в рамках своей специализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными законами и правилами логического мышления (формальная логика)
  • развитие навыков рационального рассуждения (теория аргументации)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные законы и правила логического мышления, различные способы аргументации, распространенные логические ошибки в рассуждениях и запрещенные способы аргументации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Предмет логики. История логики
    Формы мысли. Мышление и язык Истинность и правильность. Логика и грамматика. Рациональное и чувственное в познании. Что такое познающее мышление? Интуиция и мышление. Соотношение языка и мышления. Логика Индии и Древнего Китая. Античная логика. Логика Средневековья и Нового времени. Логика и научное знание. Виды логики.
  • Основные законы логики. Логика и язык.
    Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Категории мышления и категории языка. Концептуальный и лингвистический релятивизм. Философские вопросы о связи мышления и языка. Синтаксис и семантика.
  • Понятие
    Образование и употребление понятий. Понятие, слово, представление. Структура понятия. Объем и содержание понятия. (Имя, смысл и значение). Общие и существенные признаки. Виды понятий: общие, единичные и пустые; абстрактные и конкретные; собирательные и разделительные. Отношение между понятиями: сравнимые и несравнимые; совместимые и несовместимые. Операции над понятиями: определение понятий (требования к определению); обобщение и ограничение понятий; закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятия; деление понятий (требования к делению). Отношения рода и вида, части и целого. Классификация.
  • Суждение и высказывание
    Суждение как форма мысли. Строение простого суждения. Атрибутивное суждение: субъект, предикат и связка. Реляционные суждения и суждения существования. Виды простых суждений. Классификации суждений по качеству и количеству. Кванторные слова. Распределенность терминов в простом суждении. Выделяющие, исключающие и определенно-частные суждения. Модельные схемы суждений. Отношения между суждениями в логическом квадрате. Операции с суждениями: обращение, превращение и противопоставление предикату. Сложные суждения и логические связки: конъюнкция, дизъюнкция (строгая и нестрогая), импликация и эквиваленция. Внешнее и внутреннее отрицание. Таблица истинности для логических союзов. Модальные и контрфактические высказывания. Аналитические и синтетические суждения. Высказывания и повествовательные предложения. Условия истинности и осмысленности речи. Теория речевых актов и перформативные высказывания. Импликатура и пресуппозиции, контекст и конвенции. Малопропизмы и радикальная интерпретация. Коммуникация без правил.
  • Умозаключение
    Определение умозаключения. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Четыре фигуры категорического силлогизма. Общие и специальные правила силлогизма. Модусы категорического силлогизма. Сведение модусов. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы (энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема). Силлогизмы со сложными посылками и их модусы: условно-категорические силлогизмы, разделительно-категорические силлогизмы и условно-разделительные силлогизмы (дилеммы). Индуктивные умозаключения. Популярная и научная индукция. Полная и неполная индукция. Вероятностные умозаключения. Индуктивные методы установления причинной связи между явлениями. Философские вопросы относительно индукции. Традуктивные умозаключения.
  • Доказательство и опровержение. Спор.
    Структура доказательства (тезис, аргументы, демонстрация). Прямое и косвенное доказательство. Опровержение, прямое и косвенное. Общие правила доказательства: требования к тезису и требования к аргументам. Отношение логического следования. Логические парадоксы. Правила и ошибки аргументации. Диалог и его структура. Виды диалогов и споров. Логическая основа спора. Процедурные правила и допустимые приемы спора. Паралогизм и софизм. Запрещенные приемы спора. Запрещенные аргументы.
  • Основные виды научной аргументации
    Понятие научной рациональности. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Принцип фальсифицируемости научных гипотез и теорий. Аргументы ad hoc. Что такое научный закон? Законы разума, законы природы и требование универсальности. Что такое научный метод? Контрфактические высказывания, необходимость и формулировка законов. Вопрос – гипотеза – предсказание – эксперимент - анализ. Идеализация и абстрагирование: способы формирования идеализированного объекта теории. Формулировка и дедуктивное развитие гипотез (гипотетико-дедуктивный метод). Виды гипотез. Подтверждение и опровержение гипотез. Тезис Дюэма-Куайна. Роль аналогии в формировании гипотез. Мысленные эксперименты и их значение для научного исследования. Виды научного объяснения. Бритва Оккама. Абдукция и вывод к наилучшему объяснению. Дедуктивно-номологическое объяснение. «Охватывающие» законы К. Гемпеля: эксплананс и экспланандум. Объяснение и предсказание. Проблема симметрии и проблема релевантности для дедуктивно-номологического объяснения. Каузальное объяснение и его пределы. Редукционизм в научном объяснении, его польза и недостатки. Разновидности редукционизма. Может ли наука все объяснить? Пределы научного метода. Нормативные объяснения и объяснения человеческих действий. Практический силлогизм и логическое пространство оснований. Семантическая концепция истины и научный метод. Корреспондентная и дефляционная концепции истины.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Самостоятельное изучение доп. материала и решение заданий
  • неблокирующий Тестовые задания на семинарах по каждой теме курса (каждую неделю)
    Письменная работа на 20-30 минут Проверка – в течении недели
  • неблокирующий Экзамен
    письменный экзамен 60 мин. в виде теста Проверка – в течении недели
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Домашнее задание + 0.35 * Тестовые задания на семинарах по каждой теме курса (каждую неделю) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Логика: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 96 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-905554-06-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/402219

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анисов А.М. Современная логика. – М., 2002. – 274 с. ISBN 5-201-02079-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345809