• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to International Business

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
ECTS credits
Course type:
Minor
When:
1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин дополнительного профиля (майнора) «Международный бизнес». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Кросс-культурные коммуникации» (Сross-Cultural Communication); «Мировая экономика и международная торговля»; «Международный маркетинг» (International Marketing)  
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение студентами знаний о категориях транснационализации и глобализации мировой экономики;
  • Формирование систематизированного представления о понятийном аппарате международного бизнеса;
  • Приобретение студентами знаний о интернационализации хозяйственной жизни и формах ее проявления;
  • Приобретение студентами знаний о видах и формах международного бизнеса, его стратегиях, концептуальных основ их разработки;
  • Формирование практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области международного бизнеса;
  • Расширение у студентов профессионального кругозора.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать основы организации и общие правила регулирования международной предпринимательской деятельности на международном и национальном уровне; научные принципы и практику организации и управления международным бизнесом; специфику и особенности российской практики организации и ведения международной предпринимательской деятельности.
  • Уметь анализировать взаимосвязи интернационализации хозяйственной жизни в различных формах; выявлять роль и механизмы международных организаций в регулировании международного бизнеса; при анализе конкретных ситуаций международных компаний.
  • Уметь обосновать выбор основных конкурентных стратегий на глобальных рынках; выявлять основные региональные аспекты ведения международного бизнеса; анализировать и интерпретировать статистические данные международной торговли на основе международной и российской статистики.
  • Иметь навыки чтения и анализа академической литературы по международному бизнесу; различать различные формы ведения международного бизнеса; владеть методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью основных инструментов международной экономики и менеджмента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История развития международного бизнеса
    Этапы становления менеджмента. Выдающиеся личности и их достижения в истории менеджмента. Научное управление. Ф.У. Тейлор. Административная школа. А.Файоль. Хотторнский эксперимент и его основные выводы. Концепция Мэйо. Практики менеджмента. Свременные школы менеджмента. Логика возникновения и функционирования организаций.
  • Тема 2. Среда организации
    Системные признаки организаций: международный опыт. Новая парадигма планирования. Цели: миссия, видение, стратегия. Каскадирование корпоративной стратегии. SMART – критерий для построения грамотных целей. Среда организации: внутренний и внешний уровни. Внутренняя среда организации: 3 подхода к структурированию (ресурсно-целевой, сферный, институциональный).
  • Тема 3. Глобализация бизнеса
    Парадигма менеджмента в 21 веке. Определение понятие «менеджмент». Современные модели менеджмента. Процессный подход как концепция управленческой мысли. Функции менеджмента.
  • Тема 4. Международные стандарты управления проектами
    Общие понятия о проектной деятельности. Инвестиционные и инновационные проекты. Модель проектно-ориентированной системы управления. Основные национальные стандарты управления проектами. Старший международный стандарт по управлению проектами ISO 21500:2012. Стандарт P2M - япoнcкий подxoд к yпpaвлeнию cлoжными пpoeктaми внeдpeния иннoвaциoнныx тexнoлoгий нa ypoвнe пpeдпpиятий в нecтaбильнoй cpeдe. P2M-мышлeниe – oт cлoжнoй пpoблeмы к мoдeлям пpoeктa. Национальный стандарт Великобритании PRINCE2 - проекты в контролируемых условиях. Семь принципов, семь тем и семь процессов. Проектный менеджмент в Китае. Китайский национальный стандарт C-PMBoK. Квалификационные стандарты и сертификация специалистов по управлению проектами IPMA, PMI, СОВНЕТ. Структура и требования стандарта PMBoKv.5. Типы и виды проектов. Жизненный цикл проекта. Взаимосвязи жизненного цикла проекта и продукта. Фазы проекта. Набор и управление командой проекта. Ключевые участники проекта. Управление стейкхолдерами проекта. Влияние организации на управление проектами. Программы и портфели проектов. Офис управления проектами (PMO). Закрытие проекта.
  • Тема 5. Внешнеэкономическая деятельность, международный контракт
    Способы установления контактов продавцом (твердая оферта, свободная оферта), способы установления контактов покупателем; оформление договора. Договор международной купли-продажи товаров, его содержание. Разновидности цен, применяемые в международной торговле. Основные задачи "ИНКОТЕРМС". Базисные условия транспортировки. Условия поставки с указанием обязанностей сторон. Расчет цены товара в зависимости от базисных условий поставки при перевозке железнодорожным и морским транспортом. Инкассо. Чистое и документарное инкассо. Аккредитив. Покрытый (депонированный), непокрытый (гарантированный), отзывной, безотзывной, подтвержденный, неподтвержденный, трансферабельный (переводной), револьверный (возобновляемый) аккредитив. Аккредитив “с красной оговоркой”. Резервный аккредитив или аккредитив стэнд – бай. Компенсационный аккредитив (встречный). Банковский перевод. Обменный курс. Текущий курс (спот-курс). Срочный (форвардный) курс. Прямая и косвенная котировка. Кросс-курс. Правила расчета кросс-курса. Форвардные операции.
  • Тема 6. Корпоративное управление в иностранных компаниях
    Корпоративный бизнес. Организационные формы корпоративной модели бизнеса. Транснациональные корпорации. Участники корпоративных отношений. Организация контроля за менеджментом со стороны акционеров. Совет директоров в системе корпоративного управления. Отношения между различными группами акционеров. Отношения компании с другими заинтересованными группами (стейкхолдерами). Основные принципы теории корпоративного управления. Сравнительный анализ систем. Американская модель корпоративного управления. Континентальная модель (французская и немецкая). Корпоративное управление в переходных экономиках Налоговое планирование и офшорный бизнес. Офшорные юрисдикции. Налоговые гавани.
  • Тема 7. Стратегии международного бизнеса
    Анализ среды международного бизнеса. Политическая и экономическая среда. Социокультурная среда. Риски в международном бизнесе и методы их анализа. Критерии выбора внешнего рынка. Модели выбора внешнего рынка. Последовательность выхода на внешние рынки. Стратегии выхода на внешние рынки: экспортные, промежуточные и иерархические. Преимущества и недостатки различных типов стратегий. Развитие конкурентоспособности компании на международном рынке. Внешние и внутренние факторы выбора внешнего рынка. Сегментация внешних рынков. Критерии сегментации. Макро и микросегментация. Оценка емкости рынка. Выбор целевого сегмента. Стратегии расширения рынка. Типы стратегий проникновения на внешние рынки. Факторы выбора стратегии проникновения. Анализ транзакционных издержек. Экспортные стратегии: прямой, непрямой и совместный экспорт. Промежуточные стратегии: контрактное производство, лицензирование, франчайзинг, совместные предприятия. Иерархические стратегии.
  • Тема 8. Международные стандарты управления человеческими ресурсами
    Глобальные человеческие ресурсы. Исторические предпосылки глобализации HR. Концепция человеческого потенциала и человеческого капитала. Факторы глобализации в области труда. Факторы дифференциации глобальной рабочей силы. Ключевые задачи в области глобального HR: вызовы и ответы на них Международные организационные модели. Глобализация производства: типология компаний на международном рынке труда. Типология организации интернационального труда. Основные тренды в области глобального HRM. Стратегия компании и стратегия HRM. Ценности HRM. Примеры действий международных компаний в области HRM Культурно-экономические стандарты в различных странах: продолжительность рабочей недели, соотношение доходов разных категорий работников, трудовые привычки. Кросс-культурные и интернациональные команды: сходство и различие. Особенности формирования удаленных рабочих мест и организации трудового взаимодействия. Многообразие культур Отбор персонала. Технологии развития персонала. Подходы к формированию компенсаций. Основные принципы карьерного развития в мировых компаниях. Управление экспатриантами.
  • Тема 9. Практики ведения международного бизнеса
    Гостевые лекции международных компаний по темам курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Участие в решении задач, кейсов и обсуждении тем курса
  • неблокирующий Контрольная работа
    Проводится в письменном виде по материалам лекций и семинарских занятий на семинарах во время первой недели второго модуля. Продолжительность контрольной работы - 30 минут. Количество вопросов – 25. Меньше 12 правильных ответов на вопросы за контрольную работу выставляется оценка – 0 баллов.
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международный бизнес: Учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 320 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0233-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/315695
  • Международный бизнес: Учебное пособие / В.К. Поспелов, Н.Н. Котляров, Н.В. Лукьянович, Е.Б. Стародубцева; Под ред. В.К. Поспелова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0355-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/443413

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Drucker, P. F., Economy, P., & Hesselbein, F. (2015). Peter Drucker’s Five Most Important Questions : Enduring Wisdom for Today’s Leaders. Hoboken, New Jersey: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=966151
  • KEOUGH, W. (2012). The Toyota Way to Lean Leadership: Achieving and Sustaining Excellence through Leadership Development. The Journal of Applied Christian Leadership, 6(2), 135–136. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117094865
  • Lamond, D. (2010). Managing the Future : Selections From the 1st Global Peter F. Drucker Forum 2009. [England]: Emerald Group Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329896
  • Livingston, J. (2007). Founders at Work : Stories of Startups’ Early Days. Berkeley, CA: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=255482
  • Waterman, D. (2005). Hollywood’s Road to Riches. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=282264
  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Поляков, В.В. Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс : учебник / Поляков В.В., Щенин Р.К., ред. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : КноРус, 2010. — 278 с. — ISBN 978-5-406-00466-1. — URL: https://book.ru/book/254132 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.