• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Means of Protection of Human Rights

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2 module

Instructor


Старцева Ольга Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для формирования теоретических знаний о существующих механизмах охраны прав и свобод человека, форм и методов их защиты и восстановления, и выработки навыков практической реализации конкретных средств защиты прав человека. В результате освоения дисциплины студент должен: 3нать: понятие и содержание основных прав и свобод человека и влияние их правовой природы на конкретные способы защиты; правовое регулирование внутригосударственного механизма охраны, защиты и восстановления прав и свобод человека; правовое регулирование международных механизмов охраны, защиты и восстановления прав человека; минимальные стандарты защиты прав человека. Уметь: выбирать оптимальное средство защиты прав человека в конкретном случае; осуществлять правовое сопровождение деятельности по реализации конкретного способа защиты прав человека; давать объективную оценку деятельности органов по защите прав человека. Иметь навыки: подготовки обращений во внутригосударственные и международные органы защиты прав человека; представительства интересов заявителей при рассмотрении и разрешении дел о нарушении прав человека
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина направлена на подготовку юристов, обладающими знаниями в области нормативного регулирования прав человека на международном и национальном уровне и владеющих навыками по применению средств защиты прав человека, способных ориентироваться в их многообразии и выбирать наиболее эффективные для достижения конкретных целей
  • Дисциплина развивает знания и навыки, полученные студентами во время изучения Международного публичного права и Конституционного права Российской Федерации. Дисциплина предполагает значительный объем самостоятельной работы и отработку навыков при решении задач (казусов)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает источники и содержание права на жизнь и права на личную неприкосновенность, позитивные и негативные обязательства государства. Умеет оценить наличие или отсутствие нарушения права. Ориентируется в практике договорных органов и Европейского Суда по правам человека
  • Знает источники и содержание права не подвергаться пыткам и иному унижающему достоинство обращению, позитивные и негативные обязательства государства. Умеет оценить наличие или отсутствие нарушения права. Ориентируется в практике договорных органов и Европейского Суда по правам человека
  • Знает источники и содержание права справедливый суд, позитивные и негативные обязательства государства. Умеет оценить наличие или отсутствие нарушения права. Ориентируется в практике договорных органов и Европейского Суда по правам человека
  • Знает источники и содержание принципа запрета дискриминации и понятия уязвимых групп. Умеет оценить наличие или отсутствие нарушения права. Понимает, как распределяется бремя доказывания по делам о дискриминации в судах и уполномоченных органах, в том числе наднациональных
  • Знает источники и содержание свободы слова, собраний, религии и права на частную жизнь, позитивные и негативные обязательства государства. Умеет применять тест пропорциональности. Ориентируется в практике договорных органов и Европейского Суда по правам человека
  • Знает обязанности государства в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Понимает статус субъектов предпринимательской деятельности в международном праве. Ориентируется в тенденциях международного права в этой сфере.
  • Знает основные источники прав человека, договорные органы и региональные системы по защите прав человека, их задачи и полномочия. Понимает критерии эффективности средства правовой защиты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие прав человека и средств защиты
  • Право на жизнь и право на личную неприкосновенность
  • Право не подвергаться пыткам и иному унижающему достоинство обращению
  • Право на справедливый суд
  • Баланс между свободами слова, собраний, религии и частной жизнью
  • Принцип запрета дискриминации. Уязвимые группы
  • Предпринимательская деятельность и права человека
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменной форме по темам, входящим в программу учебной дисциплины. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. В течение не менее 40 минут студент должен подготовить решение одной актуальной проблемы международного права прав человека, сформулированной в виде задачи (казуса) с использованием известных студенту норм права, практики и документов международных судов и договорных органов по защите прав человека и иных наднациональных органов по защите прав человека. При выполнении работы студент должен продемонстрировать знание правовых норм изученной дисциплины, уметь выявить сущность правовой проблемы при решении конкретной юридической задачи, аргументировать свое решение (со ссылкой на конкретные нормы права) выбрать подходящий тест для установления нарушения права и применить его, ориентироваться в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Контрольная работа проводится в компьютерном классе. При подготовке ответа на вопросы разрешается искать и использовать нормативно-правовые акты, практику органов по защите прав человека, доступные на официальных сайтах (hudoc.echr.coe.int, www.ohchr.org) и в справочных поисковых системах. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть перефразированы автором. Однословный ответ не допускается. Контрольная работа не подлежит пересдаче. Если за каждое задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в программу учебной дисциплины. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. В течение не менее 60 минут студент должен подготовить решение двух актуальных проблем международного права прав человека, сформулированных в виде задач (казусов) с использованием известных студенту норм права, практики и документов международных судов и договорных органов по защите прав человека и иных наднациональных органов по защите прав человека. При выполнении работы студент должен продемонстрировать знание необходимых правовых норм изученной дисциплины, уметь выявить сущность правовой проблемы при решении конкретной юридической задачи, выбрать подходящий тест для установления нарушения права и применить его, ориентироваться в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Приветствуется умение использовать метод сравнительно-правового анализа. Правильное решение задачи подразумевает точное формулирование проблемы и аргументирование предложение путей ее решения. Экзамен проводится в компьютерном классе. При подготовке ответа на вопросы разрешается искать и использовать нормативно-правовые акты, практику органов по защите прав человека, доступные на официальных сайтах (hudoc.echr.coe.int, www.ohchr.org) и в справочных поисковых системах. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Однословный ответ не допускается. Пересдача экзамена осуществляется в порядке, определённом локальным нормативными актами НИУ ВШЭ. Формат проведения первой и второй пересдачи (тематика, виды заданий, критерии оценивания, продолжительность проведения и пр.) идентичен формату сдачи экзамена.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    За работу на семинарских занятиях преподаватель может поставить 1 балл при соблюдении следующих условий: -пропуск не более двух семинарских занятий без уважительной причины; -подготовка ко всем семинарским занятиям, включая письменное решение задач; -участие в каждом посещенном семинаре в виде ответов на вопросы семинарского занятия, дополнительные вопросы преподавателя, решения задач, участия в дискуссии; -участие в семинарских занятиях должно быть конструктивным, аргументированным и опираться на знания, полученные в результате самоподготовки, лекции и материалы, размещённые в системе LMS. Высказывание собственной точки зрения, не основанной на лекциях и материалах, размещённых в системе LMS, не является конструктивным участием в дискуссии. Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Одисциплина = 0,2 *Оконтрольная работа + Осеминары + 0,7*Оэкзамен, где О контрольная работа – баллы, полученные за контрольную работу (максимум - 10 баллов), О семинары – баллы, полученные за работу на семинарских занятиях (максимум - 1 балл), О экзамен - баллы, полученные на экзамене (максимум - 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kao, Grace Y. Grounding Human Rights in a Pluralist World, Georgetown University Press, 2011. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=678586
  • Права человека : учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева.—3-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 512 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1002189

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Права человека и принципы международного права в XXI веке : монография / В. А. Карташкин. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019.- 148 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989163
  • Региональные системы защиты прав человека : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.] ; под редакцией А. Х. Абашидзе. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 378 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9435-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434478 (дата обращения: 28.08.2023).