• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Political and Legal Doctrines of Russia

2021/2022
Academic Year
ENG
Instruction in English
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1 module

Instructor

Course Syllabus

Abstract

В рамках дисциплины студенты получают знания о возникновении и развитии представлений о праве и государстве в русской интеллектуальной культуре. Последовательно изучая становление этих представлений в истории России, студенты уясняют как историю самих ключевых понятий отечественного политико-юридического дискурса, так и то, как, с какими целями и в каком контексте эти понятия использовались в российском праве. В курсе охватываются основные политико-правовые учения, начиная с возникновения письменного политико-правового дискурса в XI в. до советского периода российской истории в XX в. Данная дисциплина позволяет на конкретных примерах интеллектуальных конструкций разных эпох добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в отечественной политической и правовой традиции. Важную роль история политических и правовых учений играет в плане понимания и объяснения споров о праве, о границах государственного регулирования, о перспективах развития обществ и правовых институтов российского общества, о слабых и сильных местах правовых и политических идеологий, которые могут быть реконструированы через обращение к их исторической степени. Практика критического сопоставления политико-правовых доктрин из прошлого России как с западными доктринами, так и с современными проблемами, стоящими перед российским государством и российской правовой системой, даст будущему юристу возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, даст толчок для развития критического и аргументативного мышления. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по следующим дисциплинам: - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Теория государства и права; - Римское частное право.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • формирование у студента понимания социальной значимости государства и права;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием представлений о государстве и права в интеллектуальной истории России;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в отечественной истории, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
  • Студент знает основные тенденции развития политических и правовых учений в истории отечества.
  • Студент знает смысл и основные положения пройденных политико-правовых доктрин, теорий, концепций.
  • Студент знает основные направления влияния наиболее значимых политико-правовых доктрин России на формирование юридических и политических институтов своего времени.
  • Студент знает социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие представления людей о праве и государстве в отечественной истории.
  • Студент знает базовый понятийный аппарат современной российской юридической науки, основные исторические принципы формирования этого аппарата.
  • Студент умеет прослеживать взаимосвязь отдельных правовых доктрин с существующими в настоящее время в российском обществе представлениями о праве и государстве.
  • Студент умеет анализировать политико-правовые идеологии, их связь с потребностями времени, логику их движения в общей канве общественного развития.
  • Студент умеет определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу политико-правовых доктрин.
  • Студент владеет культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании истории политической правовой мысли России.
Course Contents

Course Contents

  • Средневековые представления о государстве и праве
    Возникновение политико-правового дискурса в Киевской Руси. Принятие христианства и культурное влияние Византии, заимствование и критическое осмысление некоторых ключевых понятий политического дискурса. «Слово о законе и благодати» Иллариона Киевского и осмысление границ между правовым, религиозным и этическим регулированием. Учение о целях и сущности государственной власти в «Поучении» Владимира Мономаха. Спор иосифлян и нестяжателей в контексте осмысления задач государства и вопрос о приоритете государственной власти над всеми иными источниками власти в обществе. Правовое учение Максима Грека и вопрос о правовых границах государственной власти.
  • Становление идеологии самодержавия
    Учение Филофея Псковского о Москве как Третьем Риме, контекст и идеологическое содержание его посланий. Полемика между Иваном Грозным и Андреем Курбским: обоснование абсолютизма в посланиях Грозного и его опровержение Курбским. Политико-правовое учение Федора Карпова. Преимущества абсолютного правления в описании Ивана Пересветова. Права и обязанности царя по учению Юрия Крижанича.
  • Правовые идеи Просвещения
    Учение о правах государя Феофана Прокоповича. Естественно-правовые идеи Василия Татищева. Представления Семена Десницкого о назначении законодательного регулирования. Учение Александра Радищева: обоснование ограничения государственного абсолютизма через естественное и позитивное право.
  • Правовые учения начала XIX в.
    Учение о законах Михаила Сперанского. Консервативные представления Николая Карамзина и учение о специфике российского государства. Естественно-правовые идеи Константина Неволина. Реформаторские программы декабристов, их идеологическое обоснование и значение для последующего развития представлений о государстве.
  • Западничество и славянофильство
    Представления о специфике российского понимания государства и права в учениях славянофилов: Алексей Хомяков, Иван Киреевский и Константин Аксаков. Опровержение идей славянофильства в работах западников: Петр Чаадаев и Александр Герцен.
  • Консерватизм второй половины XIX в. и рубежа XX в.
    «Консервативная триада» у Сергея Уварова, ее обоснование и идеологические истоки, значение для официального дискурса. Монархическое учение Льва Тихомирова. Понимание особого пути России в работах Николая Данилевского и Константина Леонтьева.
  • Либерализм второй половины XIX в.
    Учение Тимофея Грановского о правовых сдержках абсолютизма. Правовые представления Константина Кавелина. Политико-правовое учение Бориса Чичерина.
  • Радикализм второй половины XIX в.
    Анархическое учение Михаила Бакунина. Политические представления Петра Лаврова и революционная пропаганда. Радикальные программы Петра Ткачева и Сергея Нечаева и их обсуждение в российском обществе. Марксистское учение о праве и государстве в интерпретации Георгия Плеханова. Учение о непротивлению злу и критика идеи государственности у Льва Толстого.
  • Возрожденное естественное право
    Правовое учение Владимира Соловьева и его теократические идеалы. Естественно-правовые представления Павла Новгородцева. Учение о праве Евгения Трубецкого.
  • Юридический позитивизм рубежа XX в.
    Позитивистское учение Габриэля Шершеневича. Психологический позитивизм Льва Петражицкого и его осмысление в работах его учеников (Георгий Гурвич и Николай Тимашев). Социологический позитивизм Николая Коркунова и Сергея Муромцева.
  • Неоидеализм XX в.
    Политико-правовые взгляды Николая Бердяева. Учение о целостности социума Семена Франка и осмысление государственности. Идеи Ивана Ильина о правосознании, русском государстве и задачах права.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Реферат
    Реферат является формой самостоятельного изучения научной литературы студентом. Целью реферата является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления, реферирования текстов, юридико-логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования, первичных навыков написания научной работы. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора, а также на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам. Темы для рефератов формулируются студентами самостоятельно и обязательно согласовываются с преподавателем.
  • non-blocking Работа на семинарских занятиях
    ценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • non-blocking Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на три открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (1 module)
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: О дисциплина = k1 х (О р + О р/с) + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,6, k 2 = 0,7, О р – баллы, полученные за реферат (максимум - 3 балла), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 2 балла), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Антонов М. В. - ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 183с. - ISBN: 978-5-534-08056-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-pravovoy-mysli-rossii-451311
  • Замалеев А. Ф. - ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 267с. - ISBN: 978-5-534-08980-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-politicheskih-ucheniy-rossii-451593

Recommended Additional Bibliography

  • Мачин И. Ф. - ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 218с. - ISBN: 978-5-534-00371-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-449623
  • Под ред. Мартышина О.В. - История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23665-7 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31305