• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Actual Problems of Labor Law

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
5 year, 1, 2 module

Instructor


Гусева Татьяна Сергеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к вариативной части блока дисциплин по выбору подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Трудовое право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право» и др. Основные положения дисциплины дополняют и углубляют знания студентов в области трудового права, а также могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Право социального обеспечения», «Международное частное право» и других, а также при подготовке выпускной квалификационной работы. Курс формирует у студентов представление о предмете трудового права, правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений. В ходе преподавания курса будут рассмотрены основные направления правового регулирования трудовых и иных связанных с ними правоотношений в России и за рубежом, теоретические проблемы Общей части трудового права, формы и источники трудового права. юридическая природа, сущность и функции принципов российского и международного трудового права, основания возникновения трудовых правоотношений: теоретические и практические вопросы, трудовой договор, его отличие от гражданско-правового договора, признаки трудового правоотношения, скрытые трудовые правоотношения, расторжение трудового договора: основания, процедура, типичные ошибки работодателя, злоупотребление правом сторонами трудовых правоотношений, теоретические и практические проблемы института оплаты труда, теоретические и практические вопросы применения к работнику норм о дисциплинарной ответственности, материальная ответственность работника и работодателя, проблемы межотраслевого регулирования трудовых отношений, компенсация морального вреда, причиненного работнику, выбор способа защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда. Студент приобретет навыки применять терминологию курса, разбираться в источниках права по предмету курса; применять изученные нормы в правоприменительной практике; подготавливать относящиеся к предмету курса документы, проводить их юридическую экспертизу. Полученные в ходе изучения курса знания и навыки могут использоваться как в теоретической, так и в практической деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоить терминологию курса;
  • изучить основные теоретические проблемы и текущее состояние правоприменительной практики;
  • научиться применять полученные знания в практической деятельности;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает суть основных направлений правового регулирования трудовых и иных связанных с ними правоотношений в России и за рубежом. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает теоретические проблемы Общей части трудового права. Владеет терминологическим аппаратом отрасли. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает формы и источники трудового права, значение постановлений и определения Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и судебных прецедентов по трудовым спорам. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает сущность и функции принципов российского и международного трудового права, понимает их регулятивный характер. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает основания возникновения трудовых правоотношений. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает требования к форме и содержанию трудового договора, порядок его заключения, отличие трудового договора от гражданско-правового договора, основания отказа в заключении трудового договора. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает признаки трудового правоотношения и может их выявлять. Понимает природу скрытых трудовых правоотношений. Способен применить полученные знания и по совокупности признаков выявить скрытое трудовое правоотношение.
  • Знает основания и процедуру расторжения трудового договора, типичные ошибки, допускаемые работодателем при расторжении трудового договора: основания, процедура, типичные ошибки работодателя. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает суть злоупотребления правом сторонами трудовых правоотношений и правовые последствия злоупотреблений правом. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает норм права об оплате труда. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает основания, порядок и сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности, типичные ошибки работодателя при привлечении к дисциплинарной ответственности работника и работодателя. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает основания, порядок и сроки привлечения к материальной ответственности работника и работодателя. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает формы межотраслевого взаимодействия трудового права с другими отраслями. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает основные подходы к доказыванию компенсации морального вреда при рассмотрении трудовых споров. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает способы защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда. Способен выбрать и реализовать наиболее эффективный способ защиты, правильно исчислить сроки, предусмотренные ст. 392 ТК РФ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные направления правового регулирования трудовых и иных связанных с ними правоотношений в России и за рубежом.
  • Тема 2. Теоретические проблемы Общей части трудового права
  • Тема 3. Формы и источники трудового права
  • Тема 4. Юридическая природа, сущность и функции принципов российского и международного трудового права
  • Тема 5. Основания возникновения трудовых правоотношений: теоретические и практические вопросы
  • Тема 6. Трудовой договор. Отличие трудового договора от гражданско-правового договора. Отказ в заключении трудового договора
  • Тема 7. Квалификация признаков трудового правоотношения: проблемы правоприменения. Скрытые трудовые правоотношения в России
  • Тема 8. Расторжение трудового договора: основания, процедура, типичные ошибки работодателя.
  • Тема 9. Злоупотребление правом сторонами трудовых правоотношений: теоретические и практические проблемы
  • Тема 10. Оплата труда: правотворческие и правоприменительные проблемы
  • Тема 11. Теоретические и практические вопросы применения к работнику норм о дисциплинарной ответственности
  • Тема 12. Материальная ответственность работника и работодателя: теоретические и практические проблемы
  • Тема 13. Проблемы межотраслевого регулирования трудовых отношений
  • Тема 14. Компенсация морального вреда, причиненного работнику: проблемы правоприменения
  • Тема 15. Выбор способа защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда. Сроки обращения за защитой
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение семинарских занятий и работа на них
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины на лекции или на предыдущем семинаре по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение. Преподаватель, ведущий семинарское занятие, оценивает решение задачи и сообщает студентам правильное ее решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы, правильность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. Также студенты могут подготавливать сообщения, доклады по теме семинара и выполнять иные задания (решают тестовые задания, подготавливают схемы, таблицы, проекты документов), в том числе с подготовкой презентаций. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссиях. Максимальная оценка по итогам данной формы контроля 1 балл. По итогам семинарских занятий полученные за них баллы складываются и делятся на количество проведённых семинарских занятий. Получившееся число составляет общую оценку за работу на семинарах. Общая оценка за семинарские занятия объявляется на последнем семинарском занятии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная проводится на семинарском занятии после изучения темы. Преподаватель сообщает студентам о дате контрольной на предшествующем семинарском занятии. Контрольная состоит из одного задания форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта правового акта или юридического документа. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. Задание к контрольной может быть также дано в виде теоретического вопроса. Ответ по этой части задания должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Общее число контрольных – 2. Продолжительность каждой контрольной – 40 минут. Использование текстов нормативно правовых актов, справочных правовых систем, судебной практики, учебной литературы и (или) записей лекций допускается по разрешению преподавателя. О наличии или отсутствии такого разрешения студенты уведомляются одновременно с сообщением о дате контрольной. Использование иных источников информации не допускается. Совместное использование двумя или более студентами одного ТК РФ или иного источника информации запрещается и приравнивается к наличию запрещённых источников информации. При неявке студента по уважительным причинам по решению преподавателя допускается прохождение контрольной в другое время. Наличие уважительных причин должно быть подтверждено документально и предварительно согласовано с учебным офисом образовательной программы. Максимальное количество баллов по итогам каждой контрольной – 10. Минимальное (при отсутствии нарушения академических норм и иных оснований для выставления 0 баллов) – 1 балл.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Продолжительность экзамена 1 час 30 минут. Содержательно экзамен состоит из 2 тестовых задач и 1 задачи с открытым ответом по проблематике трудового права России в рамках тем данной программы. К каждой тестовой задаче (вопросу) предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. Ответ по задаче с открытым ответом должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. В ходе выполнения работы студентам разрешается использовать ТК РФ (без комментариев и содержательных пометок). По усмотрению преподавателя, проводящего и проверяющего контрольную, студентам может быть разрешено использование иных источников. Совместное использование двумя или более студентами одного ТК РФ или иного источника информации запрещается и приравнивается к наличию запрещённых источников информации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Орезульт. = Осем. + 0,3 * ((Oкр1+Окр2) / 2) + Оэкз., где Осем. - работа на семинарах (макс. 1 балл); Oкр1 - контрольная работа №1 (макс. 10 баллов); Окр2 - контрольная работа №2 (макс. 10 баллов); Оэкз - экзамен (макс. 6 баллов). Если результирующая оценка больше 10, то она округляется до 10. 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи Яндекс-Телемост, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет- соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Лютова Н.Л. - Актуальные проблемы трудового права. Учебник для магистров - 978-5-392-21797-7 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/34557 - 34557 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дзарасов М.Э. - Ответственность по нормам трудового права. Учебное пособие - 978-5-392-21931-5 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/38898 - 38898 - PROSPECT

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна