• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Imperial Russia

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен периоду российской истории со времени правления Петра I до 1917 г., когда Россия была объявлена империей и постепенно вошла в число великих держав того мира. В отличие от учебной литературы уровня средней школы материал курса построен по проблемному принципу, когда изучаются не отдельные события в хронологической последовательности, а общие процессы, касающиеся жизни страны на протяжении значительных временных отрезков и позволяющие дать сущностную характеристику Российской империи. Понимание имперского прошлого России невозможно без ретроспективы в более ранние периоды отечественной истории и элементов сравнения с ведущими европейскими державами того времени. Также в подаче материала будет часто присутствовать историографическая составляющая, призванная показать, что даже по важнейшим вопросам истории императорский России в современной историографии присутствуют разные точки зрения и оценки. Курс рассчитан на студентов бакалавриата, уже обладающих знаниями соответствующего уровня по более ранней истории России, а также по истории европейских стран, имеющих навыки самостоятельной работы над исторической литературой и источниками. Слушателям курса предложен для освоения список обязательной и рекомендуемой литературы на русском языке, включая исторические источники и исследования. Важное значение придаётся самостоятельной работе студентов, которая состоит из подготовки к семинарским занятиям, знакомство с историографией и источниками по истории империи, участии в обсуждении вынесенных на семинарские занятия вопросов. Предполагается, что каждый студент должен хотя бы раз подготовить обстоятельную презентацию, раскрывающую суть значительной исторической проблемы, и выступить с ней на семинаре. Итоговая индивидуальная оценка каждого студента складывается на 50% из ответа на устном экзамене, на 50% (по 25) – по результатам работы на семинарских занятиях и итогах двух письменных контрольных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представление истории Российской империи как целостного набора универсальных процессов, свойственных и для других империй Нового времени, в динамике, что позволяет формулировать научные проблемы и пытаться отвечать на них на современном уровне исторического знания. Проблемный подход должен подвести студентов к пониманию об универсальности исторического процесса и о его своеобразии как уникальном наборе общих чёрт и явлений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сформировать представление об истории Российской империи XVIII-XX веков как целостном процессе развития государства и общества.
  • Представлять основные черты сходства и различия в историческом развитии России по сравнению с крупнейшими европейскими странами той эпохи.
  • Знать основные проблемы европейской истории, истории России имперского периода и литературу, их освещающую.
  • Уметь самостоятельно находить необходимую информацию по различным аспектам российской и европейской истории XVIII- начала ХХ века; ориентироваться в основных дискуссионных вопросах истории Европы и России.
  • Системное знание истории Российской империи как сочетании традиций и инноваций в противоречивом процессе модернизации государства, общества и экономики под влиянием заимствований чужого, прежде всего, европейского опыта на багаже национально-государственных традиций.
  • Представлять историческое развитие России в контексте историографии.
  • Понимать ретроспективы и последствия наиболее существенных проблем в истории Российской империи.
  • Уметь самостоятельно находить необходимую информацию по различным аспектам российской истории XVIII-начала ХХ века.
  • – Студент умеет на фактическом материале раскрывать основные проблемы истории Российской империи – Студент умеет ориентироваться в основных дискуссионных проблемах Российской империи и имеет общие представления об их историографии.
  • – Студент умеет аргументированно представить историю Российской империи XVIII-XX веков как целостный процесс развития экономики, государства и общества. – Студент умеет выделять основные черты сходства и различия в историческом развитии России по сравнению с крупнейшими европейскими странами той эпохи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство с историографией и ключевыми нарративами об истории Российской империи
  • Трансформация от «пороховой империи» к «современному государству»
  • Трансформация от «современного государства» к «современной империи»
  • Дилемма стабильности и прогресса: империя и реформы, XIX век
  • Империя и революция: Революционное движение в имперском обществе до эпохи массовой политики
  • XX век: империя в эпоху массового общества
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинарская работа
  • неблокирующий Устный доклад на одном из семинаров
    В рамках семинарских занятий каждому студенту будет предоставлена возможность сделать устный доклад по дополнительной литературе (состав докладчиков определяется на предшествующем семинаре). Студенту необходимо ознакомиться с работой, рассказать остальным участникам семинара основную информацию о ней: авторство, историографический контекст написания работы, ключевой аргумент работы, источниковая база работы, вклад работы в историографическое поле.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
  • неблокирующий Контрольная работа по материалам лекций
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.6 * Контрольная работа по материалам лекций + 0.4 * семинарская работа
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * 2022/2023 учебный год 1 модуль + 0.5 * Итоговая письменная работа + 0.2 * Устный доклад на одном из семинаров + 0.2 * семинарская работа