• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Museology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructor


Петряшин Станислав Сергеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса «Музееведение» является знакомство студентов с историей музеев, практикой музейного дела и основами музееведения как научной дисциплины. В задачи курса входит раскрытие базовых понятий и понятийно-категориального аппарата музееведения, рассмотрение этапов развития музейного дела и музееведения XVI–XXI вв., показ структуры и основных функций музеев, демонстрация спектра современных направлений исследований. В результате освоение учебной дисциплины студенты также иметь представление о герменевтике музейных экспозиций и опыт их интерпретации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - освоение основных понятий музееведения;
  • - формирование представления об истории, теории и практике музейного дела;
  • - знакомство с современными подходами к изучению музеев в прошлом и настоящем
  • - развитие навыка интерпретации музейной экспозиции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент воспроизводит основные термины и понятия музееведения, формулирует разные принципы периодизации музееведения
  • студент воспроизводит основные этапы истории европейского и российского музейного дела, истории музееведения
  • студент воспроизводит принципы и процедуры фондово-хранительской, исследовательской и выставочной деятельностей музея; оценивает их значимость; применяет полученные знания для интерпретации музейных экспозиций
  • студент формулирует разные подходы к изучению национальных музеев; объясняет преимущества и недостатки
  • студент воспроизводит основные термины и понятия в области современных критических исследований наследия; воспроизводит этические и академические аргументы в дискуссиях о деколонизации музеев.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия и периодизация музееведения
    Дискуссии об определении музея (ИКОМ 2007 и 2019). Основные классификации музеев. Функции музея: хранение, научно-исследовательская работа, коммуникация (экспонирование). Основные понятия музееведения: музейный предмет, коллекция, музеальность, музеефикация, экспозиция, временная выставка, наследие. Взгляды на место музееведения в системе наук: наука, дисциплина, область исследований. Периодизации музееведения – критерий «музейных революций» (А. Бауэр, П. ван Менш, Л. Мейер-ван Менш), критерий эмансипации музеологии (З. Странский).
  • История музейного дела и музееведения XVI–XVIII вв.
    Античный мусеон, частное коллекционирование эпохи эллинизма и средних веков, ризницы и королевские сокровищницы. Протомузейные учреждения эпохи Ренессанса и Просвещения: кабинеты, галереи, кунсткамеры XVI–XVIII вв. Галерея Уффицы, «музеум» Оле Ворма, Британский музей. Протомузейные учреждения в России. Петровская Кунсткамера, основание Академии Художеств и Эрмитажа. Донаучная стадия музееведения (XVI–XIX в.): каталоги коллекций, музеография, «философская музеология». Ренессансная и классическая эпистемы в музеях.
  • История музейного дела и музееведения XIX в.
    Преобразование протомузейных учреждений и коллекций в музеи. Утверждение идеи публичного музея: Британский музей и Лувр. Всемирные выставки. Первый «музейный бум», демократизация и профессионализация музейного дела в Европе. Распространение европейской модели музея в колониальных владениях. Проекты создания российского национального музея Ф. П. Аделунга, Г. фон Вихмана. Разделение Кунсткамеры на профильные музеи. 1812 год и военно-исторические музеи. Румянцевский музей. Сельскохозяйственный музей. Исторический музей. Русский музей. Региональные музеи при статистических комиссиях и научных обществах. Современная эпистема в музеях.
  • История музейного дела и музееведения XX в.
    Эмпирически-описательная стадия музееведения (рубеж XIX–ХХ вв.): И.Г.Т. фон Грассе и «Журнал по музеологии и антиквароведению», дискуссии о целях и задачах музеев (Д.Б. Гуд и И.Б. Гилман), «полезный музей» Д.К. Дана. Музеи при диктатурах (Германия, Италия). Революции 1917 года в России и задача сохранения культурного наследия. Расширение музейной сети и новые типы музеев. Первый Всероссийский музейный съезд 1930 года и становление советского музееведения. Международное музейное сотрудничество (ИКОМ, ИКОФОМ), расширение тематики и организационных форм музеев, переориентации музеев с исследований и просвещения на развлечение и социальный активизм. «Музейный бум» 1960–80-х годов и развитие туризма. Сенежская студия и советский музейный дизайн. Развитие музееведения в НИИ и ВУЗах. Отказ от советской идеологии и музеефикация «трудного» прошлого (Музей истории Гулага, Еврейский музей и центр толерантности). Стадия теории и синтеза в музееведении (вторая половина ХХ в.): чехословацкая школа, «Новая музеология», современные подходы в музееведении.
  • Музейная коммуникация
    Функции музейной коммуникации: создание, сохранение, организация и распространение информации. Модели музейной коммуникации. Коммуникация в интерпретации экспонатов (кураторами, посетителями). Музей как пространство межличностной и социокультурной коммуникации. Формирование интерсубъективности и производство общего знания. Проектирование экспозиции: концепция, отбор предметов, тематико-экспозиционный план, разработка дизайнерского решения, тексты и экспликации.
  • Хранение и материальность музея
    Принципы и процедуры учета и хранения экспонатов. Консервация и реставрация предметов: минимизация вмешательства, обратимость, сохранение/реконструкция «исходного состояния». «Материальный поворот» и музееведение. Культурная биография и агентность музейного предмета: бытование, музеефикация, хранение, реставрация, экспонирование. Телесность посетителей и архитектура музея.
  • Исследовательская деятельность в музее
    Музейное исследование и музеологическое исследование. Исследовательская работа и экспертное знание. Прикладное (суммативное) и базовое исследования в музееведении и профильных дисциплинах. Предметно-ориентированные и общинно-ориентированные музеологические исследования. Особенности музейного исследования (опора на классификации, описательность, предметность, индуктивность). Предмет как источник и иллюстрация музейного исследования. Исследовательская составляющая хранения и реставрации. Исследования в антропологических, исторических, художественных, естественно-научных музеях. Переход от научно-исследовательской модели музея к образовательно-развлекательной (1970–80-е года).
  • Национальные музеи и национализм
    Определения национального музея. Публичная история в музее: материализованная память о прошлом и представления о будущем в политическом настоящем. Декларируемый демократизм и проблема элитизма (П. Бурдье). Воспитание гражданина в музее: экспозиционный комплекс (Т. Беннет). Музеи и «воображаемые сообщества» (Б. Андерсен). Репрезентационные стратегии национальных музеев: интерпретативная и нарративная. Парадигмы интернационализма, национализма, идеологической ангажированности. Российский этнографический музей как пример национального музея.
  • Критические исследования наследия и «деколонизация» музеев
    Исследования наследия: история формирования дисциплины. Конструирование наследия в выставочных практиках. Наследие как места памяти. Темпоральность наследия: переосмысление прошлого в настоящем, материальная консервация и ценностная изменчивость. Политика наследия: утверждение и оспаривание социального порядка в менеджменте наследия. Ценность аутентичности: наследие между академическим музеем и парком развлечения. Постколониальный контекст и институциональная критика музеев. Проблема реституции наследия в антропологии. Стратегии деколонизации музея: репрезентация меньшинств, современности, городской жизни, личных историй, современного искусства, коллаборативность, антиколониализм. Индигенные музеи. Случай советской «деколонизации» этнографического музея.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание обязательной для прочтения литературы и участвовать в дискуссии по ее содержанию. Студент должен показать умение обобщать и критически анализировать заданную литературу. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, активности, качества участия в дискуссии. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае, если более половины группы не подготовились к семинару, преподаватель может дать студентам практическое задание (напр. анализ исторической фотографии музейной экспозиции). В случае пропуска занятия по уважительной причине студент имеет право отработать этот пропуск в пределах недели.
  • неблокирующий Доклад с презентацией
    Студент должен сделать доклад с презентацией на семинаре на тему герменевтики выбранной музейной экспозиции. Преподаватель оценивает самостоятельность работы, логику и аргументированность суждений, способность студента использовать музееведческие понятия и исследовательские приемы, качество презентации. В случае невозможности сделать публичный доклад, студент может подготовить эссе с электронной презентацией.
  • неблокирующий Итоговый устный экзамен
    Итоговый устный экзамен проводится по заранее известному списку вопросов. Время на подготовку – 10-15 минут. Результаты экзамена становятся известны в день проведения экзамена. Студент должен продемонстрировать знание содержания дисциплины в рамках всего курса; знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов; умение анализировать, систематизировать и обобщать информацию; понимание и использование междисциплинарных связей в рамках гуманитарного знания; знание основных этапов истории музейного дела и музееведения, особенностей музейной коммуникации и проектирования экспозиции; понимание принципов хранительской и реставраторской работы, материального поворота в музееведении; представление об исследовательской работе в музее, специфике национальных музеях и их роли в исследованиях национализма; знание основных направлений и подходов в области критических исследований наследия и проблем деколонизации музеев. Допускается опрос по материалам всего курса за пределами тематики билетов. Если студент показал хорошую работу на семинарах и сделал качественный доклад с презентацией или эссе, то за экзамен выставляется автоматом отличная оценка .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад с презентацией + 0.4 * Итоговый устный экзамен + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Музееведение, Тельчаров, А.Д., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство коллекционирования. Коллекционирование как форма культуральной деятельности, Таньчук, Р., 2016
  • Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты, Юренева, Т.Ю., 2011