• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Latin

2017/2018
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Латинский язык» входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки История. Дисциплина реализуется на образовательной программе История департаментом иностранных языков. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основ латинского языка, основных правил грамматики, а также лексического минимума исторической терминологии, основных латинских терминов профессионального словаря историка. В конце изучения дисциплины предполагается чтение античных авторов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Латинский язык» являются: • знакомство с основами лексики и грамматики латинского языка, с его историей и влиянием на формирование основных современных западноевропейских и русского языков; • развитие у студентов умения самостоятельно с использованием словаря читать и пони-мать подлинные латинские тексты античных и средневековых авторов, что способствует приобщению студентов к достижениям европейской и мировой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать - морфологию и синтаксис латинского языка, а также лексику в достаточном объёме; - навыки грамотного перевода латинских текстов на русский язык, а также с русско- го языка на латинский; - крылатые латинские выражения.
  • Уметь - грамотно читать, понимать и переводить латинские тексты с использованием слова- - объяснить крылатые латинские выражения и понимать, в каком историческом кон- тексте они были употреблены; - обладать минимальным лексическим запасом латинского языка. - переводить элементарные фразы с русского языка на латинский язык.
  • Иметь навыки - грамотного перевода латинских текстов на русский язык, а также с русского языка на латинский; - адекватно интерпретировать исторические события и факты, почерпанные из прочитанных источников (текстов античных авторов).
  • Уметь определять тип склонения и уметь составить парадигму имени существительного 1 склонения
  • Уметь определять тип склонения и уметь составить парадигму имени существительного 2 склонения, а также уметь склонять прилагательные 1 и 2 склонения. Видеть общие черты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Основные понятия морфологии. Правила чтения в латинском языке.
    Генеалогия индоевропейских языков. Гипотеза о существовании праиндоевропейского народа, его влияние на дифференциацию языков. Место латыни и её роль в формировании со- временных иностранных языков, а также русского алфавита. Латинский алфавит, происхождение, особенности произношения латинских звуков и звукосочетаний. Правила ударения, долго- та и краткость слогов. Латинские существительные: род, число, падеж. Способы заимствования слов.
  • Имя существительное I склонения, имя прилагательное, глагол esse в настоящем времени.
    Имя существительное I склонения. Основа существительных и форма родительного падежа. Основные формы в единственном и множественном числе. Имя прилагательное, показатель рода. Спряжение глагола esse (быть) в настоящем времени. Сопоставительный анализ форм глагола esse с формами этого глагола в современных европейских языках. Dativus commodi.
  • Глагол. Типы спряжения. Изъявительное наклонение, повелительное наклонение. Парадигма форм глагола всех четырёх спряжений, образующихся от основы инфекта.
    Система глагола в латинском языке. Личные окончания активного и пассивного залога для всех типов спряжения. Личные местоимения. Предлоги в качестве приставок. Прямое дополнение. Основы латинского глагола и их принадлежность к типу спряжения. Изъявительное наклонение активного залога всех 4 спряжений, особенности в образовании форм, образование форм в III спряжении. Повелительное наклонение, отрицание в повелительном наклонении.
  • Имя существительное II склонения, прилагательные I и II склонения. Притяжательные местоимения.
    Имя существительное II склонения. Имя прилагательное I и II склонения. Особенности в образовании падежей. Притяжательные местоимения.
  • Местоименные прилагательные. Место- имение is, ea, id. Особенности II склонения.
    Местоименные прилагательные. Местоимение is, ea, id. Особенности II склонения. Особенности склонения существительных, прилагательных и местоименных прилагательных. Сопоставительный анализ парадигм. Общие окончания и различия в склонении.
  • Praesens indicativi et infinitivi passivi всех четырёх спряжений. Обращение действительной конструкции в страдательную.
    Образование Praesens indicativi passivi et infinitivi passivi во всех четырёх спряжениях. Особенности образования. Обращение действительной конструкции в страдательную. Ablativus auctoris. Nominativus et Accusativus duplex (общие сведения).
  • Существительные III склонения. Согласные основы
    Существительные III склонения. Общие сведения о трёх типах склонения (согласный, гласный и смешанный типы). Парадигма склонения существительных III склонения по согласному типу. Genetivus characteristicus. Dativus duplex.
  • Образование времен латинского глагола от основы перфекта. Perfectum indicativi activi. Participium perfecti passivi. III склонение (смешанный тип)
    Образование времен латинского глагола от основы перфекта. Perfectum indicativi activi. Participium perfecti passivi. Существительные III склонение (смешанный тип). Исключения из правил склонения.
  • Perfectum indicativi passivi. III склонение (гласный тип).
    Perfectum indicativi passivi. Склонение существительных III склонения (гласный тип). Сравнение трёх типов склонения, выявление закономерностей и различий в парадигмах.
  • Особенности III склонения. Исключения из правил о роде.
    Особенности III склонения. Исключения из правил о роде. Склонение особых слов типа iter, itineris. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текста «De Scythia».
  • Прилагательные III склонения в положительной степени. Participium praesentis activi.
    Прилагательные III склонения в положительной степени. Participium praesentis activi. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текста «Apte dictum».
  • IV склонение. Imperfectum indicativi activi et passivi.
    Имя существительное IV склонения. Род существительных, исключения из рода. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текстов «De servis romanorum», «Leo et vulpes», «De Nino».
  • V склонение. Futurum primum activi et passivi.
    Имя существительное V склонение. Futurum primum activi et passivi. . Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текстов «Apte dictum», «Taurus et musca», «Dicta memorabilia».
  • Промежуточная контрольная работа за 2 модуль.
    Контрольная работа посвящена всему пройденному материалу за 2 модуль. Включает в себя систему глагола, а также основные склонения латинского существительного. Работа рассчитана на 2 аудиторных часа и представляет собой тест с пропусками окончаний, суффиксов и предлогов.
  • Accusativus cum Infinitivo et Nominativus cum Infinitivo.
    Accusativus cum infinitivo (сложные случаи). Отработка пройденного материала. Понятие об обороте Nominativus cum infinitivo. Сравнительная характеристика обоих оборотов. Обзор глаголов, после которых употребляются эти обороты.
  • Общее правило образования степеней сравнения.
    Общее правило образования степеней сравнения. Superlativus на –rimus и -limus. Ablativus comparationis. Genetivus partitivus.
  • Наречие.
    Различные способы образования наречий в латинском языке. Обзор наречий. Степени сравнения наречий. Общие правила и исключения.
  • Местоимения (систематический обзор).
    Систематический обзор местоимений. Чтение, перевод и подробный лексико- грамматический анализ текстов «Gallia describitur», «De rustici veneficiis».
  • Plusquamperfectum indicativi activi et passivi.
    Образование Plusquamperfectum indicativi activi et passivi от основы перфекта. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текста «De Tantalo».
  • Futurum II
    Образование Futurum II (exactum). Основные случаи употребления.
  • Глагол
    UT et NE finale, UT objectivum, UT consecutivum. Обзор союзов в латинском языке. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текстов «Duo Platonis praecepta», «Ad Lydiam».
  • Союзы в сложных предложениях.
    Cum temporale, cum historicum, cum causale. Чтение, перевод и подробный лексико- грамматический анализ текстов «Daedalus et Icarus», «De Alexandro et Anaximene», «De Theseo», «De Horatio Coclite».
  • Глагол
    Понятие Conjunctivus. Сравнительный анализ явления в современных европейских язы- ках. Времена conjunctivi в независимом предложении. Образование конъюнктива во всех временах и залогах.
  • Сложное предложение.
    Косвенный вопрос. Предложения с союзом quin. Чтение, перевод и подробный лексико- грамматический анализ текстов «Varia», «Rana rupta et bos».
  • Gerundium et gerundivum. Supinum II.
    Повторение ранее изученных тем.
  • Ablativus Absolutus.
    Повторение ранее изученной темы.
  • Глагол.
    Повторение неправильных глаголов (velle, ferre и другие).
  • Промежуточная контрольная работа за 3 модуль
    Контрольная работа посвящена всему пройденному материалу за 3 модуль. Включает в себя систему глагола, а также основные склонения латинского существительного. Работа рассчитана на 2 аудиторных часа и представляет собой тест с пропусками окончаний, суффиксов и предлогов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модульные контрольные работы
  • неблокирующий Текущие контрольные тесты
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Результирующая (ИТОГОВАЯ) оценка студента формируется путем сложения оценки за экзамен (с коэффициентом 0,4) + оценка за весь период обучения (с коэффициентом 0,6).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Латинский язык : Учебник и практикум для академического бакалавриата, Солопов, А.И., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильева О.Ю. - Латинский язык. Начальный курс: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 314с. - ISBN: 978-5-9765-2867-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/92740
  • Гараева Л.А. - Латинский язык. Курс для начинающих - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 320с. - ISBN: 978-5-9765-1432-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/48387