• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина "История" рассчитана для учащихся направления "Прикладная математика и информатика". В качестве основной цели ставит ознакомление студентов с современным состоянием исторической науки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение представления о современном состоянии исторических знаний, методов исторической науки;
  • получение представлений о месте исторической науки и смежных дисциплин в системе научных знаний;
  • освоение совокупности основных фактов из истории человечества и умения применять эти знания в повседневной жизни;
  • получение навыков ориентирования в многообразии исторической литературы и «историческом медийном фоне».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание специфики исторической науки.
  • Умение грамотно и последовательно излагать свои представления об историческом процессе и исторических фактах
  • Знание основных понятий и терминов исторической науки.
  • Понимание наиболее важных методов и подходов исторического исследования.
  • Понимание места истории в системе научного знания.
  • Умение грамотно и последовательно излагать свои представления об историческом процессе и исторических фактах.
  • Умение ориентироваться в многообразии исторической литературы и «историческом медийном фоне».
  • Имеет представление о роли технологий и точных наук в историческом процессе.
  • Понимает различие во взглядах на исторический процесс, знаком с социологическим и антропологическим направлениями.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Начало человеческой истории
    Возникновение человечества: место homo sapiens среди других гоминидов. Приручение огня. Вторая сигнальная система. Когнитивная революция и появление речи. Первые культуры и периодизация каменного века. Появление первых признаков исторического мышления. Возникновение принципа историзма. Противопоставление истории и поэзии в античности и средние века. «История» Фукидида и его критика «логографов». Тацит о германских песнях как форме исторической памяти.
  • Тема 2. Развитие исторической науки. Место истории в системе научных знаний.
    Появление «вспомогательных исторических дисциплин»: нумизматика, дипломатика и т. д. Открытие подложности «Константинова дара» Лоренцо Валла. Проблемы закономерности. «Естественно-научные метафоры» в эпоху Просвещения и придание истории научности. Принцип объективности, детерминизма и понимание закономерности исторического процесса. Проблемы исторической методологии. Основные исторические источники: появление источниковедения как отдельной дисциплины, понятие источника (quelle); Существуют ли первичные источники? Летописи (хроники), законодательные источники, акты и делопроизводство, источники личного происхождения, литературные произведения. Проблема автора и авторства.
  • Тема 3. Исторический контекст развития инженерно-технической и математической мысли.
    Зависимости между техническим развитием и историческими процессами. Выделение естественных и точных наук. Проблема разграничения «религиозной» и «научной» сфер от Пифагора до Декарта. Переходы от античности к средним векам в контексте технологического развития. Учение о числах Кирика Новгородского
  • Тема 4. Проблема феодализма и сословно-представительских государств.
    Возникновение и история термина "феодализм". Развитие представлений о государстве и народах в европейской культуре: подходы к изучению. Когда возникает российское государство? Было ли сословно-представительное государство на Руси?
  • Тема 5. Возвышение Запада и возникновение капиталистической мир-системы.
    Европа и Азия в XII-XV веках. Факторы научно-технического развития Европы. Эпоха Великих географических открытий. Лейбниц как историк. "Ружья, микробы и сталь".
  • Тема 6. Эпоха Просвещения и промышленная революция.
    Взгляды исследователей на истоки Великой французской революции. Проблема возникновения капитализма: Маркс и Вебер. Влияние индустриализации и научной революции на социальные и демографические процессы.
  • Тема 7. Короткий XX век. Мировые войны и интербеллум.
    Концепция "Европейской гражданской войны" Эрнста Нольте и "Эпохи крайностей" Эрика Хобсбаума. Историческая наука на фоне XX века. "Школа анналов", лингвистический поворот, визуальный поворот, культуральная история. Политики идентичности и памяти.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Письменный экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Геродот -. - ИСТОРИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-07064-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-v-2-ch-chast-2-442231
  • Геродот -. ; Пер. Мищенко Ф. Г. - ИСТОРИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 302с. - ISBN: 978-5-534-07062-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-v-2-ch-chast-1-442229