«Третья миссия актуальна для всех университетов без исключения»
Видите ли вы третью миссию университетов равнозначной первым двум? Почему для нее, в отличие от них, есть особое название?
В случае с миссиями университетов нельзя сказать, что какие-то из них являются более приоритетными, а другие менее. Это обстоятельство обусловлено их характером: каждая из трех ключевых миссий – образовательная, научно-исследовательская, взаимодействие с обществом или третья миссия – прямо или косвенно влияют друг на друга и взаимосвязаны между собой.
Мы это видим, например, в ситуациях, когда студенты университета в рамках проектной деятельности начинают работать в лабораториях (так мы получаем синтез образования и науки), когда студенты в рамках курса разрабатывают общественно полезный проект (синтез образовательной и социальной миссии университета), когда экспертные и научные подразделения университета консультируют органы власти (синтез экспертизы, науки и общественной деятельности). По этой причине третья миссия так же важна как образовательная и научная миссия университета.
«Особое» название связано, как мне кажется, больше со спецификой восприятия деятельности университета: третья миссия выделяется для ее обозначения и узнавания в публичном поле, так как к «традиционной» деятельности университета относят, как правило, только образование и науку, а социально ориентированные и общественно полезные проекты не сразу соотносятся с работой университета.
На мой взгляд, важно иметь в виду одно существенное уточнение – без развитого и качественного содержания первых двух миссий невозможна и полноценная третья миссия.
Чем объясняется актуальность темы третьей миссии в настоящий момент? Является ли она в равной степени актуальной для всех российских университетов?
Актуальность третьей миссии в настоящий момент обусловлена динамикой развития университетов. За последние тридцать лет университеты накопили солидный интеллектуальный и инфраструктурный капитал. Это позволило им сосредоточиться не только на образовательных и научных, но и общественно значимых проектах.
Третья миссия актуальна для всех университетов без исключения, поскольку спектр ее деятельности очень широк, а ее результаты, как я уже сказала, косвенно связаны и с образовательной, и с научной миссией.
Однако, здесь возможна небольшая оговорка: российские университеты успешно реализуют большое число проектов, которые можно отнести к третьей миссии, но они не всегда осознают ее как отдельное направление работы университета.
И мы отчетливо это увидели, когда в середине прошлого года совместно с Агентством стратегических инициатив организовали отдельное направление «Реализация третьей миссии вузов» в рамках форума «Сильные идеи для нового времени». На крауд-платформе форума было представлено 345 проектов университетов по третьей миссии. Помимо этого, была организована серия крупных обсуждений с экспертным и университетским сообществом.
Наверное, впервые за многие годы нам удалось провести столь масштабное и содержательное обсуждение темы третьей миссии.
Можно с уверенностью сказать, что сейчас третья миссия плотно зафиксировалась в повестке дня университетов как значимое направление: вузы интегрируют ее в свои программы развития, создаются дискуссионные площадки с ректорами и представителями региональных органов власти.
Значимым событием стала фиксация Президентом в Послании Федеральному Собранию двух важных акцентов – на поддержку развития регионов и поддержку региональных вузов. В этой связке вписывание университетов в региональную повестку развития, установление плотной коммуникации на уровне администраций субъектов РФ, регионального бизнеса, некоммерческого сектора и университетских команд является, на мой взгляд, ключевым для успешного развития третьей миссии.
Более того, в проекте новой программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», разработанной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, присутствует целый блок, связанный с третьей миссией. Это, безусловно, станет для вузов существенным импульсом для развития данного направления и получения финансовой поддержки проектов.
Участие студенческих команд в развитии региона – чего в этом больше: самостоятельной студенческой инициативы, на которую откликается университет и город, или направленной деятельности педагогических команд университетов и региональных властей?
Студенческие команды – это результат кооперации университета, региональных властей и личной заинтересованности студентов. Трудно сказать, какой компонент преобладает в большей степени – в проекте всегда важна командная работа, поскольку без интереса одного из участников он вряд ли будет реализован. Каждая из сторон обладает своей экспертной позицией, осведомленностью о проблемах, потенциалом для их решения, и только при равной коммуникации их можно продуктивно совместить и получить качественный результат.
На наш взгляд, участие студенческих команд в проектах регионального развития – это очень полезная практика, поскольку регион получает свежие и релевантные идеи и предложения, студенты приобретают практический опыт решения региональных задач, развивают свои hard и soft skills, которых им так не хватает в последнее время.
Участие студента в подобных командах – тот случай, когда социальная ответственность и развитие профессиональных компетенций идут рука об руку – нельзя представить реализацию одного без другого. И в данном случае еще неизвестно, кто извлекает больше пользы из таких проектов: сами студенты или регионы, которым они помогают.
В Вышке на протяжении уже нескольких лет действует уникальная программа студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», в рамках которой мы предоставляем студентам возможность работать над реальными кейсами и участвовать в проведении полевых исследований в разных регионах страны. Так, совсем недавно студенты-политологи вернулись из экспедиции в Тамбовскую область, которую организовал Институт прикладных политических исследований. В ходе экспедиции студенты посетили все муниципальные районы и городские округа в регионе, где проводили глубинные интервью и фокус-группы с представителями волонтерских организаций, школьниками старших классов, студентами ссузов и вузов, представителями органов местного самоуправления. В результате ими были подготовлены предложения по совершенствованию молодежной политики с учетом анализа ценностей и запросов молодого поколения в регионе, которые по завершении экспедиции были представлены первому заместителю главы администрации Тамбовской области Олегу Олеговичу Иванову.
Что будет обсуждаться в рамках круглого стола «Реализации государственной молодежной политики» с представителями федеральных/региональных властей 19 мая и на панельной сессии «Роль и место студенческих команд в развитии регионов» 20 мая с вашим участием?
В рамках этих сессий на конференции «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты» внимание будет уделяться вопросам практик университетов и региональных администраций в развитии студенческого потенциала, вовлечения молодежи в региональную повестку развития, перспективам реализации совместных проектов, а также обсуждению существующих барьеров для такого взаимодействия.
Сейчас регионы сталкиваются с общим вызовом – оттоком молодежи, который в долгосрочной перспективе приводит к печальным последствиям на рынке труда, сказывается на социально-экономическом развитии регионов в целом. Решить эту проблему необходимо комплексно: здесь необходима и университетская инфраструктура, и релевантность образовательных программ требованиям работодателей, и поддержка администрации, ее готовность вовлекать молодежь в работу.
Как мотивировать поколение Z, как убедить их в том, что их деятельность может помочь региону – один из вопросов сессий.
Каковы компетенции самой Вышки в данном вопросе?
Если говорить об институциональном оформлении деятельности в области третьей миссии, Высшая школа экономики является амбассадором данных практик в России. Мы первый университет, который вывел третью миссию в самостоятельное направление работы. В прошлом году Вышка презентовала первый в России публичный отчет о реализации третьей миссии. Своим примером мы хотим показать другим университетам, как можно рассказать о своих достижениях в этой сфере.
Кроме того, мы проводим бесплатные цифровые стажировки для коллег из региональных университетов, где рассказываем о третьей миссии, способах ее оформления и интересных практиках. С октября 2020 года у нас действует Центр реализации третьей миссии, который выполняет аналитико-методическую поддержку, отслеживает практики третьей миссии в России и зарубежных университетах.
Сейчас мы проектируем единую цифровую среду для вовлечения наших студентов и сотрудников в социально ориентированные и общественно значимые проекты.
Каковы ваши ожидания от конференции?
В первую очередь, я ожидаю получить продуктивную дискуссию с российским и зарубежным университетским сообществом, Министерством науки и высшего образования, представителями региональных органов власти, работодателями, некоммерческим сектором и, конечно же, студентами, которые для нас являются ключевыми в истории развития третьей миссии.
Я вижу конференцию как сильную экспертную коммуникационную площадку, где все перечисленные «стейкхолдеры» смогут обсудить и выработать решения по вовлечению студентов в региональные и локальные проекты развития, и, впоследствии, всей страны.