Маркетинговые технологии: интервью Вероники Новожиловой, выпускницы программы
выпускница программы «Маркетинговые технологии», директор по маркетингу OOO «ИнфоТех»
— Вероника, на что вы обращали внимание при выборе места обучения? Что было наиболее важным при выборе программы?
Выбор делался по нескольким параметрам. Мне было необходимо, чтобы качественная теория сочеталась с наличием дисциплин, обеспечивающих прикладные навыки, которые можно было бы применять в своей работе здесь и сейчас, не дожидаясь окончания обучения. Поэтом первым, на что я обращала внимание, были статус и репутация вуза. Бесспорно, полнота получаемых нами знаний, во многом, зависит от нас самих – от того, готовы ли мы эти знания воспринимать и понимаем ли, где и как будем их использовать в дальнейшем. Но то, какого качества будет преподавание, все-таки зависит от учебного заведения. Поэтому Вышка изначально попала в мой short list.
При подробном изучении программ, предлагаемых петербургскими вузами, программа «Маркетинговые технологии» оказалась очень практикоориентированной за счет знаний от преподавателей-практиков, занимающихся реальным маркетингом и несущих свой опыт в учебную аудиторию.
— Как был организован учебный процесс? Были ли какие-то трудности и неудобства?
К сожалению, идеал, как всегда, остается недостижим. С одной стороны, было понятно, что, выбирая вечернюю форму обучения, нужно быть готовым к жесткому графику. Кроме того, программы по дополнительному профессиональному образованию привлекают слушателей из разных сфер, с различным уровнем подготовки, формируется неоднородная среда. К тому же обучение предполагало много самостоятельной работы, достаточно объемные домашние задания, некоторые из которых необходимо было выполнять в команде. Нескольким работающим людям, уезжающим в командировки, уходящим в отпуска, отвечающим за своих близких, порой было трудно подобрать удобное для всех время для групповой работы. Мы учились договариваться, шли на компромисс. И это тоже уроки, которые мы внесли с обучения.
— Какие дисциплины и занятия были самыми полезными? Чем запомнились преподаватели?
Должна признаться, что мне, как директору по маркетингу компании B2B сферы, перед которым регулярно (и период обучения не был исключением) ставятся конкретные маркетинговые задачи, наиболее важны и полезны были те предметы, которые могли помочь мне в решении этих задач. В этой связи хочется особо отметить Сергея Владимировича Дубовика, который со своим прагматичным взглядом на «Маркетинг B2B» сумел в очень сжатый период и по-деловому раскрыть нам нюансы маркетинга в этой сложной сфере. Он также дал очень полезные инструменты и рекомендации на практикуме «Ценообразование», где постоянно чувствовалось, что Сергей Владимирович «варится» во всех процессах, о которых нам рассказывает, поэтому так четко их понимает.
За интересную подачу материала на дисциплине «Маркетинговые коммуникации» хочу выделить Анну Евгеньевну Тюнякову. Этот курс, который, с учетом уже имеющегося у меня опыта, мог бы быть предсказуемым и обычным, оказался глубоким, полным новых подходов и практических знаний. А последующие экспертные сессии с ней по «Разработке маркетинговой стратегии» и «Проектированию брендов» подарили нам набор авторских алгоритмов, сформированных и проверенных за годы консалтинговой работы. Их я использовала при подготовке дипломного проекта и продолжаю применять сейчас.
— Чему был посвящен ваш итоговый проект? Как выбирали тему?
Мне было достаточно просто сделать выбор тематики своего проекта. Он должен был касаться деятельности компании «ИнфоТех», в которой я работаю. Стратегическая цель, которую я мысленно ставила себе, подходя к написанию итоговой работы, была в разработке конкретных решений, которые бы позволили компании продолжать эффективно работать на рынке билетно-пропускных систем, отвечая вызовам внешней среды и потребностям наших клиентов. В итоге я успешно защитила проект на тему «Разработка позиционирования услуги на рынке B2B».
Во время работы над проектом необходимо было произвести комплексный анализ рынка билетно-пропускных систем; провести полевое исследование удовлетворенности клиентов компании «ИнфоТех» качеством оказываемой услуги; получить объективную характеристику услуги, выявить ее сильные и слабые стороны, определить позиции компании на рынке оказания данной услуги; разработать позиционирование услуги для различных сегментов целевой аудитории с учетом запросов потребителей и рыночной ситуации.
— Вы перечислили огромный объем работ. Как вам удалось уместить все это в несколько месяцев обучения?
Да, сделано было очень много, и работа велась в достаточно плотном графике. Мне помогло грамотное планирование, четкая постановка целей и задач и партнерская работа с научным руководителем. Старалась не тянуть время: достаточно быстро определилась руководителем проекта и темой работы.
Мы с Анной Евгеньевной сразу определили, что информации, которой компания располагает на текущий момент, для разработки позиционирования недостаточно. Кабинетное исследование тоже не смогло бы ответить на все интересующие нас вопросы. Потребовалось полномасштабное полевое исследование, для которого в качестве партнера удалось привлечь дирекцию российского отделения Международного союза музеев (ICOM Russia). Благодаря верно выбранным методам и инструментам анализа и использованию четких алгоритмов при приятии маркетинговых решений, выпускная работа получила действительно прикладной характер, а ее результаты признаны руководством нашей компании.
— Что изменилось в вашей работе по итогам обучения?
Было решено произвести обновление нашего сайта, полностью изменив его концепцию и сделав ставку на сайт как на один из инструментов продаж. Ранее сайт рассматривался, скорее, как информационный ресурс. Мы начали менять наш подход к участию в бизнес-мероприятиях, и сейчас основная ставка делается на наше присутствие как экспертов отрасли. Стало больше аналитической работы, что мне очень нравится. Надеюсь, внешние сложности, с которыми сейчас вынужден сталкиваться российский бизнес, на нашей компании отразятся, как в известной крылатой фразе: это нас не сломает, а сделает только сильнее.
К сожалению, новые экономические реалии, связанные с изменениями на билетном рынке в связи с пандемией COVID-19, потребовали серьезных корректив первоначальных замыслов, но, обладая знаниями, полученными в ходе обучения в НИУ ВШЭ, эта задача видится вполне выполнимой.
— Ваш совет будущим слушателям программы? Как сделать их обучение наиболее эффективным?
Мне кажется, прежде чем начинать обучение, нужно постараться ответить себе на вопрос: «Для каких целей мне нужно учиться?». И чем более конкретным окажется полученный ответ, тем больший эффект может быть достигнут по окончании курса.
Еще могу порекомендовать постоянно примерять всю информацию на себя, свою текущую бизнес-задачу, работу своей компании. Всегда задавайтесь вопросами: что это значит для меня, как я могу это использовать сейчас или в будущем, как это сочетается с уже имеющимся опытом, моим и моих коллег? Если по какой-то причине вы не смогли понять, зачем вам та или иная концепция, метод, алгоритм, преподаватель и другие участники учебного процесса помогут вам дойти до сути. Для этого нужно не просто «сидеть в аудитории», а работать на каждой дисциплине курса. Иногда не соглашаться, дискутировать, опровергать устоявшиеся взгляды. Это требует сил и включенности, но без этого ваше обучение будет поверхностным.