Аннотация Название дисциплины Политические проекты ХХ века Тип курса Дисциплина по выбору Пререквизиты Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в профессию; Теория и история исторического знания; История российской государственности, Глобальная и сравнительная история, Границы и регионы Европы в средние века и Новое время, Современная история России, Философия, История правовых и политических учений. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: студенты должны иметь представление об основных событиях и процессах отечественной и мировой истории в новое и новейшее время, об истории формирования исторической науки как особой области познания, ее методах исследования; студенты должны знать и корректно использовать базовый понятийно-концептуальный аппарат, уметь проводить научный поиск источников в библиотеках и интернет-ресурсах, владеть элементарными понятиями Количество кредитов 5 Общее количество часов Аудиторные часы Самостоятельная работа Всего часов 76 114 190 Аннотация Целями освоения дисциплины «Политические проекты ХХ века» является приобретение студентами прочных знаний по политической истории современности, овладение фактическим материалом и усвоение закономерностей общественного развития. Изучение основных идеологических идей и концепций (либерализма, консерватизма, социализма, фашизма и др.) и их проявление в политической практике государств XX века. На основе материала лекционного курса, а также самостоятельной работы с научно-исследовательской литературой студент должен познакомиться с основными концепциями исторического развития общества и уметь использовать их применительно к курсу современной истории. Содержание курса Введение. Мир на рубеже ХХ века Первая мировая война Политические революции в начале ХХ в. Итальянский фашизм Веймарская республика в Германии Великая депрессия «Новый курс» Рузвельта в США Национал-социализм в Германии Сталинизм Феномен тоталитаризма. Основные подходы к пониманию Вторая мировая война Восстановление Европы и начало Холодной войны Американский мир после Второй мировой войны Маоизм и культурная революция в Китае Формирование единой Европы: от проекта к реальности Мир на рубеже ХХI века – конец истории? Методы преподавания и обучения Курс состоит из 76 ч. аудиторной работы, 114 ч. самостоятельной работы. Полученные знания и навыки проверяются и оцениваются в ходе работы студентов на семинарах (текущий контроль), в виде представленных ими рефератов (текущий контроль) и, наконец, на итоговом письменном экзамене. В ходе работы на семинарах студенты должны продемонстрировать полученные знания, умение пользоваться специальной терминологией, а также навыки работы с различными видами литературы и источников. Оценивается активность работы на семинаре, полнота знакомства с рекомендованной литературой, умение вести дискуссию и аргументировано излагать свое мнение. В рефератах и эссе студенты должны продемонстрировать умение вести самостоятельный поиск литературы по теме, умение реферировать литературу, критически ее оценивать и аргументированно излагать свою точку зрения по поводу прочитанного. Методы контроля Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: их активность в дискуссиях, обсуждения прочитанных к семинарам текстов, умение ставить и отвечать на вопросы к текстам. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем Способ округления оценки арифметический. Список литературы Базовый учебник Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник. М.: Проспект, 2010. Ланцов С.А. Политическая история России. Учебное пособие. СПб: Питер, 2009. Новейшая история России 1914 2011. Учебное пособие для бакалавров / Под ред. проф. М.В. Ходякова. М.: Юрайт, 2013. Списки основной и дополнительной литературы к каждому разделу в содержании дисциплины. Преподаватели к.и.н. А.В.Хряков