Аннотация курса Название курса Россия в революциях и гражданской войне (1905-1921 гг.) Название академической программы История Тип курса По выбору Пререквизиты «Политические проекты XX в. Часть 2», «Россия XVIII-XX вв.», «Comparative History of Empires», «Political Projects in the XX Century: Soviet Russia». Количество кредитов (ECTS) 5 Общее количество учебных часов Аудиторные часы Самост. работа Всего 68 аудиторных 122 190 Аннотация Учебный курс будет состоять из лекций и семинаров по следующим темам, включая обсуждение состоянии историографии и анализ источников: 1. Понятия «революции» и «гражданской войны» в контексте современных академических дискуссий. 2. Основные политические идеологии и партии в период поздней Российском империи. 3. Революция 1905–1907 гг.: политический и культурный опыт. 4. Социалистические, консервативные и либеральные идеи в контексте Серебряного века. 5. Февральская революция в политическом языке, символах и мифах. 6. Акторы, институты и практики насилия в революционном процессе 1917 года. 7. Конструирование классов и язык идентичностей в эпоху революции. 8. «Вождизм» в революции и гражданской войне в России: традиции и новации. 9. Массовая пресса и информационные картины революции и гражданской войны. 10. Модерная пропаганда на службе революции. 11. Радикальные эксперименты в искусстве и культуре. Проблема «культурной революции». 12. Крестьянство как субъект революции и гражданской войны. 13. Белое движение 1917–1921 гг. и проблема «контрреволюции». 14. Практики и обоснование массового политического террора. 15. «Что такое советская власть?» Проекты, институты и практики государственного строительства в 1917–1921 годы. 16. «Большевики» и «коммунисты»: партийное строительство в годы революции и гражданской войны. 17. Итоги эпохи войн и революций: между архаикой и модерностью. Ожидаемые навыки, которыми должны овладеть обучающиеся (ILO) Обучающийся должен овладеть следующими навыками: — знать основные события политической истории и ключевых деятелей России первой трети XX века, а также основные подходы к его изучению; — понимать место и специфику российских революционных и военных событий в мировой истории; — анализировать, систематизировать и обобщать историческую информацию, в том числе из исторических источников; — оперировать специальной терминологией из исследовательской литературы. Методы преподавания и обучения На семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания литературы из списка обязательной литературы и/или исторических источников. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Методы контроля Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Итоговая оценка выставляется за эссе или аналитическую рецензию по теме курса, согласованную с преподавателем. Список литературы Основная: 1. Источники, исследовательская литература. 2. Власть и общество в Первой российской революции 1905-1907 гг.: документальные свидетельства. М., 2017. 3. Революция 1917 года глазами современников: в 3 т. М., 2017. Опциональная: 1. Engelstein L. Russia in Flames: War, Revolution, Civil War, 1914–1921. Oxford, 2017. 2. Naimark, N., Pons, S., & Quinn-Judge, S. (Eds.). The Cambridge History of Communism. Volume 1, World Revolution and Socialism in One Country 1917–1941. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 3. Smele J. The “Russian” Civil Wars, 1916-1926: Ten Years that Shook the World. Oxford, 2015. 4. Smith S. A. (ed.). The Oxford Handbook of the History of Communism. Oxford, 2014. 5. Smith S. A. Russia in revolution: an empire in crisis, 1890 to 1928. Oxford, 2016. 6. Steinberg M. D. The Russian Revolution, 1905-1921. Oxford, 2017. 7. Suny R. Red Flag Unfurled: History, Historians, and the Russian Revolution. London, 2017. 8. Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. 2-е изд. М., 2010. 9. Война во время мира: Военизированные конфликты после Первой мировой войны. 1917–1923 М., 2014. 10. Колоницкий Б.И. «Товарищ Керенский». Антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа». Март – июнь 1917 года. М., 2017. 11. Колоницкий Б.И. «Трагическая эротика»: Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М., 2010. 12. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры российской революции 1917 года. 2-е изд. СПб, 2012. 13. Морозова О. М. Антропология гражданской войны. Ростов н/Д, 2012. 14. Нарский И. В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917–1922 гг. М., 2001. 15. Новикова Л. Провинциальная «контрреволюция»: Белое движение и Гражданская война на русском Севере, 1917–1920. М., 2014. 16. Пирани С. Русская революция в отступлении. М., 2013. 17. Рабинович А. Большевики у власти. М., 2007. 18. Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года. СПб, 2008. 19. Российская революция 1917 года: власть, общество. В 2 т. М., 2017. 20. Фицпатрик Ш. Русская революция. М., 2018. Преподаватели Резник А.В.