Аннотация курса Название курса Актуальные вопросы истории изучения ислама Тип курса по выбору Количество кредитов (ECTS) 5 Общее количество учебных часов Аудиторные часы Самост. работа Всего 80 110 190 Аннотация Курс «Актуальные вопросы истории изучения ислама» имеет целью ввести студентов в проблематику, источники и методики современного исламоведения в России и за рубежом. Основное внимание уделяется исторической динамике практикования и изучения ислама на периферии мусульманского мира в новое и новейшее время. Концептуально курс исходит из постулатов постколониальнисследований и новой имперской истории. Рассматриваются интеллектуальная история ислама, его меняющиеся дискурсы, ритуальные и социальные сети и практики, восприятие ислама в немусульманских обществах сквозь призму ориентализма. Основные темы курса: 1) Ориенталистика и ориентализм; 2) Нарративы исламизации; 3) Исламское государство: Халифат в исторической перспективе; 4) Джихад в исламской экспансии и сопротивлении; 5) Расколы и течения в исламе; 6) Исламский мистицизм; 7) Культ святых: нарративы, сети и практики; 8) Правовой плюрализм. Шариатская юстиция и обычное право в колониях; 9) Конструирование мусульманского духовенства в немусульманских империях; 10) Мусульманский модернизм: движение за иджтихад, джадиды и ваххабиты; 11) Мусульманские ответы на вызовы постколониальной глобализации. Ожидаемые навыки, которыми должны овладеть обучающиеся (ILO) Целью курса является: - формирование у студентов базовых представлений по истории ислама как вероучения на Ближнем Востоке и в России, его исторического развития и историко-культурного наследия; - формирование у студентов комплекса знаний об историческом развитии мусульманских обществ в контексте колониальной экспансии и деколонизации нового и новейшего времени; - усвоение ими понятийного аппарата, концепций и научных методов важнейших школ исламоведения в России и за рубежом; - формирование у студентов умения работать с первоисточниками в переводах, вышедшими из мусульманских обществ нового и новейшего времени, навыков междисциплинарного анализа. Методы преподавания и обучения Курс состоит из 76 ч. аудиторной работы, 114 ч. самостоятельной работы. В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной для соответствующего занятия литературы. Кроме того, он должен показать умение обобщать и критически анализировать прочитанное. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, активности, точности и полноты выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку за работу на семинарах и самостоятельную работу по 10-ти балльной шкале преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Методы контроля Домашнее задание – практические задания по работе с литературой и переводными источниками. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от точности и полноты подготовки ими домашних заданий. Первые 30 минут каждого занятия отводятся на разбор и обсуждение прочитанной к нему научной литературы. Письменная промежуточная аттестация – реферат из предложенного списка источников и литературы. Ему сопутствует устный доклад на тему подготовленного реферата, его оппонирование и обсуждение на занятии. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от точности и полноты выполнения ими работ по написанию и презентации реферата. Итоговый устный экзамен по заранее известному списку вопросов. Время на подготовку – 15–20 минут. Результаты экзамена сообщаются в день его проведения. Студент должен продемонстрировать знание содержания дисциплины в рамках всего курса; знание ее базовых понятий, методов анализа исторических источников. Умение анализировать, систематизировать и обобщать историческую информацию; понимание и использование междисциплинарных связей; знание основных направлений и подходов к изучению ислама во всемирной и российской истории. Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается следующим образом: 20% накопленная оценка за работу на семинарах + 40% промежуточная письменная аттестация за реферат + 40% за устный экзамен. Способ округления оценки арифметический. Список литературы Основная: хрестоматия, учебники и учебные пособия; Опциональная: переводы источников, справочная литература, труды общего характера. Преподаватели к.и.н., проф. В.О. Бобровников