Аннотация Название дисциплины Европа в IV – XV вв. Тип курса Дисциплина по выбору Пререквизиты Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: введение в историю человечества, историческая география, источниковедение, теория и история исторического знания, иностранный язык, латинский язык, история искусства и литературы, введение в социальную антропологию. Количество кредитов 5 Общее количество часов Аудиторные часы Самостоятельная работа Всего часов 76 114 190 Аннотация Целями освоения дисциплины «Европа в IV – XVII вв.» являются: • Выработать у студентов целостное представления об эпохе Средневековья и раннего Нового времени как об органичной стадии в становлении европейского социума, характерной для него политической организации, религиозной практики и культуры в целом; • Сформировать у студентов комплексное понимание эпохи Средневековья и раннего Нового времени как решающей в определении системных явлений, на которых базируется современная европейская цивилизация; • Раскрыть перед студентами многообразие форм социальной, экономической религиозной, политической, а также культурной жизни в средние века и раннее Новое время, определявших целостность этих эпох, их стадиальное своеобразие и специфику в разрезе исторически длительных явлений; • Привить студентам базовые навыки и умения для анализа восходящих к Средневековью и раннему Новому времени исторических памятников, связанной с их интерпретацией специальной академической литературы, а также междисциплинарных исследований. Содержание курса Название темы Формирование представлений о Средневековье: от гуманистического понятия «средний век» к переосмыслению эпохи в рамках новой эпистемы «Длинное Средневековье» . Основные идеи и направления современной медиевистики Трансформации IV – V вв. и проблемы римского наследия в истории Европы V – XVII вв. Демография европейского Средневековья и раннего Нового времени Социальная организация европейского общества V –XVII вв.: от нормативного общества к этакратистскому Повседневная жизнь в Европе и ее структуры в V – XVIIвв. Верховная власть и политические структуры: основные тенденции становления и развития в V – XVII вв. Экономическая и хозяйственная организация европейских сообществ V – XVII вв.: от престижной экономики к товарно-денежным отношениям Духовная жизнь и церковь в Европе V – XVII вв. Интеллектуальная жизнь: от средневекового мышления к интеллектуальным практикам раннего Нового времени Этнокультурные и этнополитические процессы: проблема этногенеза европейских народовV – XVII вв. Основные направления развития европейской культуры от средних веков к раннему Новому времени Средиземноморский регион: центр и периферия в V – VII вв. Региональная динамика и обособление его западной периферии в VII – IX вв Франкский Запад и православный Восток на рубеже тысячелетий. Североевропейский регион в V – IX вв. Франция X – XVII вв. Германия X – XVII вв. Италия X – XVII вв. Страны Пиренейского полуострова XI – XVII вв. Англия XI – XVII вв. Скандинавские страны XI – XVII вв. Методы преподавания и обучения Курс состоит из 84 ч. аудиторной работы,144 ч. самостоятельной работы. Студенты делают домашние здания, читают рекомендованную литературу, пишут контрольную работу и готовят доклад на основе научной литературы на иностранных языках (монография или несколько статей) В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной для прочтения к соответствующему занятию литературы – он должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию прочитанной литературы. Кроме того, студент должен показать умение обобщать и критически анализировать прочитанное. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Домашнее задание – практические задания, в т.ч. по специальным историческим дисциплинам (палеография, эпиграфика, нумизматика и пр.). Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) подготовки ими домашних заданий. Контрольная работа – письменная работа 60 минут. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) выполнения ими контрольной работы. Доклад – владение навыками анализа научной литературы, умение анализировать и делать выводы. Умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы и представить их в доступной форме. Устный доклад может сопровождаться демонстрацией слайдов («презентация»), по одному из выбранных по согласованию с преподавателем вопросов. Время на выступление – 10-15 мин. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) подготовки ими доклада. Итоговый устный экзамен проводится по заранее известному списку вопросов. Время на подготовку – 10-15 минут. Результаты экзамена становятся известны в день проведения экзамена. Студент должен продемонстрировать знание содержания дисциплины в рамках всего курса; знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Понимание места медиевистики среди прочих исторических дисциплин. Умение анализировать, систематизировать и обобщать историческую информацию; понимание и использование междисциплинарных связей в рамках гуманитарного знания; оперирование специальной терминологией, методами и приемами анализа исторических источников и исследовательской литературы; знание основных направлений и подходов к изучению античной истории. Навыки анализа античных и византийских исторических источников. Понимание специфики гуманитарной составляющей античной и византийской систем ценностей. Представление о роли наследия средневековой истории в развитии европейской цивилизации, а также отдельных цивилизаций Востока. Методы контроля Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается следующим образом: Онакопл. = 0,7•Оаудиторн.работа + 0,1•Одом.задание + 0,1•Ок/р + 0,1•Одоклад Результирующая оценка по дисциплине (которая идет в диплом) рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,5•Онакопл. + 0,5•Оустн.экзамен, Способ округления экзаменационной и результирующей оценок: арифметический. Список литературы Основная История Средних веков / Под ред. С.П. Карпова. Т. 1 – 2 (последнее издание). Дополнительная Андерсон П. Переходы от Античности к феодализму. М., 2008. Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. М., 2010. Апполонов А.В. Латинский аверроизм XIII века. М., 2011. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые. Антология болезни в средние века. СПб., 2004. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 2003. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Бpодель Ф. Матеpиальная цивилизация, экономика, капитализм. XV – XVIII вв. М., 1986 – 1991. Т. 1 – 3. ( 2-е изд. -2008) Барг М.А. Английская революция в портретах ее деятелей М., 1991. Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI—XIII вв. М., 1962. Барто Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира. М., 2005. Басовская Н.И. Столетняя война: леопард против лилии Басовская Н.И. Столетняя война: леопард против лилии. М., 2010. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М, 1991. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М, 1965 (или любое другое издание). Беляев А.А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. СПб., 2001. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. M., 1991. Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М., 2006 Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996. Блок М. Короли-чудотворцы : Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти. Блок М. Феодальное общество. Блок М. Характерные черты французской аграрной истории. М., 1957. Блюш Ф. Людовик XIV. М., 1998. Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М., 2009. Бокман Х. Немецкий орден: Двенадцать глав из его истории. М., 2004. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV – XV веков. М., 1977. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. (Вторая половина XV в.). М., 1983. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004. Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М., Л., 1964. Веджвуд С. Тридцатилетняя война. М., 2013. Виолле-ле-Дюк Эжен-Эмануэль. Жизнь и развлечения а средние века. Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI века. СПб., 2003. Воскобойников О.С. Душа мира. Наука, искусство и политика при дворе Фридриха II (1200 – 1250 гг.). М., 2008. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. (Париж, 1980) Москва. 2002. Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005. Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси. Сравнительное исследование. М., 2012. Гинзбург К. Сыр и черви. М., 2000. Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье. СПб., 2007. Горелов М.М. Датское и Нормандское завоевания Англии. Спб., 2007. Грабар А. Н. Император в византийском искусстве. М., 2000. Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984 (или любое другое издание). Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970 Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 199 Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. (Из истории английского общества и государства XIII в.). М., 1960. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. 2-е изд. М., 1985. Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме». СПб., 2010. Даркевич В.П. Аргонавты средневековья Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX – XVI вв. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: Пародия в литературе и искусстве IX—XVI вв. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М., 1972. Даркевич В.П. Светская праздничная жизнь Средневековья IX – XVI вв. М., 2008. Дмитриев М.В.Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии1595 — 1596 г. М., 2003. Дмитриева О.В. Елизавета Тюдор (2-е изд.). М., 2004. Добиаш-Рождественская O.A. История письма в средние века. 3-е изд. М., 1987. Дуглас Д.Ч. Норманны: от завоеваний к достижениям. 1050 – 1100 гг. Спб., 2003. Дэвис Н.З. Возвращение Мартина Герра. М., 1990. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов. М., 2002 Дюби Ж. Европа в Средние века. М., 1994 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. Зальцман Л. Ф. Жизнь Англии в Средние века Западной Европе). Л., 1978. Иванов К.А. Средневековая деревня и еѐ обитатели Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели Иванов К.А. Средневековый замок и его обитатели Иванов К.А. Средневековый монастырь и его обитатели Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. История частной жизни: Т. 2: Европа от феодализма до Ренессанса, под ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000. Каждан А.П. Византийская культура. М., 1968. Калмыкова Е.В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья. М., 2010. Канторович, Э. Два тела короля: исследование по средневековой политической теологии. М., 2015. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. Карпов СП. Путями средневековых мореходов: черноморская навигация Венецианской республики в XIII—XV вв. М., 1994. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992. Карташев A.B. Вселенские соборы. М., 1994. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500 – 1789. СПб., 2006. Кин М. Рыцарство. М., 2000. Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. (Рукописная книга в Колесницкий Н. Ф. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX — первая половина XII в.). М., 1959. Кондратьев С.В. Английская революция XVII в. М., 2010. Контамин Ф. Война в Средние века. СПб., 2001. Копосов Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII в. Л., 1990. Королев Г.И. Медиевистическая археография за рубежом. Труды XVI–XVIII вв. М., 2001. Королевский двор в Англии XIV – XVIIвека. СПб., 2011. Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984. Косминский Е.А. Историография средних веков. V — середина XIX в. М., 1963. Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII – XV веках. М., 1987. Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. М., 1931. Т.1 – 2. (2-е изд., М., 2009). Лахман Р. Капиталисты поневоле. Конфликт элит и экономические преобразования в Европе Раннего Нового времени. М., 2010. Ле Гофф Ж. Другое средневековье Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный, 1997. Ле Гофф Ж. История тела в средние века (в соавторстве с Николя Трюон) Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М., 2001. Ле Гофф Ж. Рождение Европы Ле Гофф Ж. Рождение чистилища Ле Гофф Ж. С небес на землю Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада Ле Руа Ладюри Э. Монайю: окситанская деревня (1294 - 1324). Екатеринбург, 2001 Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. Левицкий Я.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987. Ливи Баччи Массимо. Демографическая история Европы Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001. Люблинская А. Д. Франция при Ришельѐ: Французский абсолютизм в 1630—1642 гг. Л., 1982. Люблинская А. Д. Французские крестьяне в XVI—XVIII вв. Л., 1978. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. Люблинская А.Д. Латинская палеография. М., 1969. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979 Малов В. Н. Фронда. М., 2009. Малов В.Н. Ж.Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и французское общество. М.. 1991. Мандру Р. Франция раннего Нового времени 1500 — 1640. Эссе по исторической психологии. М., 2010. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. Л., 1976. Метлицкая З.Ю. Англосаксонская Англия и Нормандское завоевание. М., 2003. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. М., 1956. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М., 1929. Паламарчук А.А., Федоров С.Е. Антикварный дискурс в раннестюартовскойАнглии. СПб.,2013. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб., 2006 Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: Сравнительно-исторический анализ вацлавского и Борисоглебского культов. М., 2003. Пастуро Мишель. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. Перну Р. Крестоносцы. СПб., 2001. Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. 5-е изд. М., 1922. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555 — 1648.СПб., 2002. Райцес В.И. Жанна д’Арк: факты, легенды, гипотезы. Л., 1982. Райцес В.И. Жанна д'Арк Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 2008. Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987. Сванидзе A.A. Средневековый город и рынок в Швеции XIII—XV вв. М., 1980. Сванидзе А.А. Викинги. М., 2014 Сидоров А.И. Отзвук настоящего. Историческая мысль в эпоху каролингского возрождения. СПб., 2006. Сказкин С.Д. Из истории социально – политической и духовной жизни Западной Европы в средние века Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л., 1967. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1984. Стриннгольм А. М. Походы викингов. М., 2002. Тейс Л. Наследие Каролингов. IX—X века. М., 1993. Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение западной империи. СПб., 2003. Уваров П.Ю. Франция XVIвека. Опыт реконструкции по нотариальным актам. М., 2004. Удальцова З.В. Италия и Византия в VI веке. М., 1959. Уколова В.И. Античное наследие и формирование культуры раннего средневековья. М., 2010. Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. СПб., 2001. Федоров С., Паламарчук А. Средневековая Шотландия Федоров С.Е. Пуританизм и общество в раннестюартовской Англии.СПб., 1993. Федоров С.Е. Раннестюартовская аристократия. 1603 – 1629. СПб., 2005. Федоров С.Е., Кондратьев С.В.,Питулько Г.Н. АнглияXVIIвека: социопрофессиональные группы и общество. СПб., 1997. Федоров С.Е., Паламарчук А.А. Средневековая Шотландия. СПб., 2014. Федосов Д.Г. Рожденная в битвах. Шотландиядо концаXIVвека. СПб., 2014. Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961. Хачатурян Н.А. Общество и власть в средневековой Западной Европею М., 2011. Хачатурян Н.А. Сословно-представительная монархия во Франции. М., 1989 Хейзинга Й. Осень средневековья: сочинение в 3-х тт. М., 1995. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. СПб., 2003. Хэгерманн Д. Карл Великий. М., 2003. Цатурова С. К. Офицеры власти. Парижский Парламент в первой трети XV века. М., 2002. Цатурова С.К. Формирование института государственной службы во Франции XIII-XV веков. М., 2012. Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам. (К проблеме формирования английского народа). М., 1988. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI—XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978. Преподаватели Старший преподаватель Е.А.Хвальков