Аннотация Название дисциплины: Республиканские политические практики от античности до Нового времени Тип курса: Дисциплина по выбору Пререквизиты: Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: источниковедение, теория и история исторического знания, политическая теория, философия, иностранный язык, латинский язык. Количество кредитов: 5 Общее количество часов Аудиторные часы Самостоятельная работа Всего часов 190 68 122 Аннотация Целями освоения дисциплины «Республиканские политические практики от античности до Нового времени» являются: - формирование у студентов представления о теории и практиках республиканизма в развитии от Античности до Нового Времени; - формирование у студентов комплекса знаний об горизонтальных политических сообществах в истории европейской цивилизации, их практиках, культурном наследии, стратегиях саморепрезентации; - выработка у студентов навыков и умений, необходимых для проведения исследований в области исторических и филологических дисциплин, и способности к критическому, научному подходу к явлениям прошлого; - формирование у студентов умения работать с античными и средневековыми латинскими историческими источниками, навыков междисциплинарного анализа. Содержание курса: 1. Введение в теорию республиканизма, современные представления о республиканизме, республиканизм и либерализм. 2. Республика до республиканизма: особенности афинской демократии. 3. Истоки древнеримского политического устройства. Формирование понятия res publica. 4. Упадок древнеримской республики. Цицерон. 5. Римская империя как республика. 6. Христианский поворот в республиканизме. Августин. 7. Ранее средневековье и монашеское общежитие. 8. Рождение коммуны. Истоки, предпосылки. 9. Ранняя коммуна и демократия площади. 10. Кризис ранней коммуны и ее трансформация в «высокую» коммуну. 11. Древняя Русь. Вече и города. Новгород и Псков. Сравнительная перспектива. 12. Упадок средневековых республик. Макиавелли и Контарини. 13. Другие формы средневекового республиканизма: рыцарские ордена, университеты, ранние формы представительных учреждений. 14. Период абсолютизма. Парадокс Монтескье. 15. Американская революция и споры о государственном устройстве. 16. Великая Французская революция. Поколение «непоротых дворян» и декабристы. 17. Послесловие: либеральный поворот первой половины XIX века и кризис классического республиканизма. Методы преподавания и обучения Курс состоит из 68 ч. аудиторной работы, 122 ч. самостоятельной работы. В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной для прочтения к соответствующему занятию литературы – он должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию прочитанной литературы. Кроме того, студент должен показать умение обобщать и критически анализировать прочитанное. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Методы контроля : Домашнее задание – практические задания, самостоятельное чтение работ теоретиков республиканизма, исследовательской литературы и источников. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) подготовки ими домашних заданий. Контрольная работа – письменная работа 60 минут. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) выполнения ими контрольной работы. Доклад – владение навыками анализа научной литературы, умение анализировать и делать выводы. Умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы и представить их в доступной форме. Устный доклад может сопровождаться демонстрацией слайдов («презентация»), по одному из выбранных по согласованию с преподавателем вопросов. Время на выступление – 10-15 мин. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) подготовки ими доклада. Итоговый устный экзамен проводится по заранее известному списку вопросов. Время на подготовку – 10-15 минут. Результаты экзамена становятся известны в день проведения экзамена. Студент должен продемонстрировать знание содержания дисциплины в рамках всего курса; знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Понимание места республиканизма в теоретическом и практическом багаже прошлого. Умение анализировать, систематизировать и обобщать историческую информацию; понимание и использование междисциплинарных связей в рамках гуманитарного знания; оперирование специальной терминологией, методами и приемами анализа исторических источников и исследовательской литературы. Навыки анализа античных и средневековых исторических источников, а также теоретической литературы. Представление о роли республиканизма в становлении европейской цивилизации и ее системы ценностей. Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается следующим образом: Онакопл. = 0,7•Оаудиторн.работа + 0,1•Одом.задание + 0,1•Ок/р + 0,1•Одоклад Результирующая оценка по дисциплине (которая идет в диплом) рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,5•Онакопл. + 0,5•Оустн.экзамен, Способ округления экзаменационной и результирующей оценок: арифметический. Список литературы: Переводы источников и теоретических трактатов, источники в оригинале, исследовательская литература (на русском и английском языке), справочная литература. Преподаватели: старший преподаватель А. А. Вовин