Аннотация Название дисциплины Античность и Византия Тип курса Дисциплина по выбору Пререквизиты Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: введение в историю человечества, историческая география, источниковедение, теория и история исторического знания, иностранный язык, латинский язык, история искусства и литературы, введение в социальную антропологию. Количество кредитов 5 Общее количество часов Аудиторные часы Самостоятельная работа Всего часов 76 114 190 Аннотация Целями освоения дисциплины «Античность и Византия» являются: - формирование у студентов представления о важнейших сторонах цивилизаций Древней Греции, Древнего Рима и Византии, об их исторических достижениях и историко-культурном наследии; - формирование у студентов комплекса знаний об античности и Византии в контексте истории древнего мира и истории средних веков в целом, об этапах и конкретных формах синхронизированного развития античного мира, Древней Греции, Древнего Рима и Византии в их цивилизационном единстве; - выработка у студентов навыков и умений, необходимых для проведения исследований в области исторических и филологических дисциплин, и способности к критическому, научному подходу к явлениям прошлого; - формирование у студентов умения работать с античными и средневековыми византийскими историческими источниками, навыков междисциплинарного анализа. Содержание курса Общеисторическое и географическое введение. Крито-микенская цивилизация. Гомеровская Греция. Архаика. Формирование структур греческого полиса. Борьба демоса и аристократии. «Старшая тирания». Греко-персидские войны. Пелопоннесская война и кризис греческого полиса. Поход Александра Македонского и его исторические последствия. Культура Древней Греции. Античная наука и техника. Античная философия. Античная политическая теория. Ранний Рим. Превращение Рима в средиземноморскую державу. Рим в эпоху гражданских войн. Ранняя Империя. Поздняя Империя. Римская культура Общие проблемы истории Византии. Константин Великий. История Византии IV–V вв. Разделение империи и падение Запада. Вселенские соборы «Темные века». Сер. IX – сер. XI в. Македонская династия. Сер. XI – нач. XIIΙ в. Комнины и Ангелы. Четвертый крестовый поход и падение Константинополя. XIII–XIV вв. Палеологовский период, XIII – XV вв. Византийская культура, идейный и духовный мир. Методы преподавания и обучения Курс состоит из 84 ч. аудиторной работы,144 ч. самостоятельной работы. В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной для прочтения к соответствующему занятию литературы – он должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию прочитанной литературы. Кроме того, студент должен показать умение обобщать и критически анализировать прочитанное. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Методы контроля Домашнее задание – практические задания, в т.ч. по специальным историческим дисциплинам (палеография, эпиграфика, нумизматика и пр.). Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) подготовки ими домашних заданий. Контрольная работа – письменная работа 60 минут. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) выполнения ими контрольной работы. Доклад – владение навыками анализа научной литературы, умение анализировать и делать выводы. Умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы и представить их в доступной форме. Устный доклад может сопровождаться демонстрацией слайдов («презентация»), по одному из выбранных по согласованию с преподавателем вопросов. Время на выступление – 10-15 мин. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от качества (точности и полноты) подготовки ими доклада. Итоговый устный экзамен проводится по заранее известному списку вопросов. Время на подготовку – 10-15 минут. Результаты экзамена становятся известны в день проведения экзамена. Студент должен продемонстрировать знание содержания дисциплины в рамках всего курса; знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Понимание места антиковедения и византинистики среди прочих исторических дисциплин. Умение показать место цивилизации Древней Греции, Древнего Рима и Византии в контексте античной и средневековой истории человечества в целом. Умение анализировать, систематизировать и обобщать историческую информацию; понимание и использование междисциплинарных связей в рамках гуманитарного знания; оперирование специальной терминологией, методами и приемами анализа исторических источников и исследовательской литературы; знание основных направлений и подходов к изучению античной истории. Навыки анализа античных и византийских исторических источников. Понимание специфики гуманитарной составляющей античной и византийской систем ценностей. Представление о роли античного и византийского наследия в развитии европейской цивилизации, а также отдельных цивилизаций Востока. Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается следующим образом: Онакопл. = 0,7•Оаудиторн.работа + 0,1•Одом.задание + 0,1•Ок/р + 0,1•Одоклад Результирующая оценка по дисциплине (которая идет в диплом) рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,5•Онакопл. + 0,5•Оустн.экзамен, Способ округления экзаменационной и результирующей оценок: арифметический. Список литературы Переводы источников, хрестоматия, справочная литература, учебники и учебные пособия, труды общего характера. Преподаватели старшйи преподаватель Е.А.Хвальков