• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Тыканова Елена Валерьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи курса: • Включение студентов в исследовательский процесс на стадии сбора эмпирического материала; • Развитие компетенций в области применения методов сбора социологических данных и работы «в поле»: отработка навыков проведения интервью, наблюдения, картирования и других методов социологического исследования; • Получение опыта работы в команде, выполнение четко поставленных задач в рамках проводимого социологического исследования; • Развитие навыков первичной обработки эмпирического материала и презентации полученных результатов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов практические навыки проведения социологических исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент выявляет в доступных источниках эмпирических данных возможности решения задачи
  • Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять групповое задание
  • Студент владеет навыками выстраивания профессиональной коммуникации в научной среде
  • Студент исправляет свои работы, рефлексирует свой опыт
  • Студент демонстрирует владение методами работы с помощью информационно-коммуникационных технологий
  • Студент на основе собранных и обработанных эмпирических данных делает итоговую презентацию проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели, задачи и направления Научно-исследовательского семинара. Выбор тематического направления
    Знакомство с тематикой, целями, задачами и научными направлениями исследовательского семинара. Обсуждение способов участия студентов в социальном картировании и в работе по исследовательским направлениям. Выступление руководителей исследовательских направлений, работа в рамках которых проводится во второй части Научно-исследовательского семинара. Распределение студентов по тематическим направлениям. Обсуждение сроков и общих требований к выполнению практических заданий. Знакомство с инструментарием: гайдами полуструктурированных интервью, картами для проведения ментального картографирования.
  • Социальное картирование
    Обсуждение результатов картирования, осуществлявшегося в Интернет-сервисе «Яндекс Панорамы». Инструктаж по сбору эмпирического материала: обсуждение общих требований к выполнению задания и результатам картирования социального и физического порядка, распределение студентов по бригадам для выполнения практического задания, ознакомление с правилами работы с инструментарием, раздача инструментария (индивидуальные карты микрорайонов, электронные карточки фиксации физического порядка). Задание: Используя сервис «Яндекс Панорамы», составить собственную карту физического порядка в границах заданного микрорайона Санкт-Петербурга.
  • Социальное картирование (результаты)
    Обсуждение результатов социального картирования: выявление наиболее проблемных участков анализируемого района Санкт-Петербурга с точки зрения социального и физического порядка. Выявление и обсуждение сложностей работы «в поле»: трудности работы с инструментарием, сложности фиксации социального и физического беспорядка, проблемы с доступом к необходимым объектам, проблемы в организации работы бригад.
  • Вводное занятие по выбранному исследовательскому направлению и инструктаж. Работа «в поле»
    Семинар проводится со студентами, выбравшими одно из тематических направлений, преподавателем-руководителем данного направления. Общая задача семинара – объяснение практического задания, инструктаж перед выходом «в поле», раздача инструментария, обсуждение организационных моментов и способа представления результатов.
  • Семинар по обсуждению промежуточных результатов практической работы по выбранному направлению. Продолжение работы «в поле»
    Обсуждение промежуточных результатов, полученных в ходе сбора эмпирического материала по выбранным тематическим направлениям. Обсуждение сложностей, возникших в процессе сбора эмпирических данных: трудности с доступом к объектам исследования, сложности коммуникации с респондентами, сложности работы с инструментарием, проблемы заполнения дневников наблюдения, организационные проблемы и т.п. Общее задание к следующему семинару: На основании собранного эмпирического материала (дневников наблюдений, заполненных опросников, транскриптов интервью, фотоматериалов и т.д.) подготовить отчет / презентацию о выполненной работе.
  • Семинар по обсуждению результатов практической работы по выбранному направлению. Подготовка презентации
    Обсуждение полученных результатов по тематическим направлениям. Доклады студентов и обсуждение их выступлений в аудитории. Работа по подготовке презентации на общем семинаре по всем направлениям. Обсуждение тем выступлений, сформулированных на основании социологической интерпретации полученных результатов. Общее задание к следующему семинару: Подготовить командное или индивидуальное выступление на общем семинаре с презентацией о полученных результатах в ходе исследования. Для этого: проанализировать полученные данные с точки зрения социологического знания, сформулировать и обосновать тему и представить результаты, демонстрирующие попытку социологического анализа данных.
  • Представление результатов работы по всем исследовательским направлениям
    Общий семинар (или студенческая конференция), на которой представляются результаты исследований по всем тематическим направлениям. Виды работ могут варьироваться в зависимости от специфики проекта исследовательской группы. В целом, студенты 1 курса должны выполнить следующие виды работ: 1. Участие в общем картировании района г. Санкт-Петербург. 2. Участие в первичной обработке и первичном анализе собранных данных. 3. Представление полученных результатов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Данные картирования, представляются индивидуально
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Дневник наблюдений, эмпирические материалы, первичный анализ данных, представляются индивидуально
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Домашнее задание 1 + 0.5 * Домашнее задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мегаполис и его культура (на примере Москвы): Монография / В.А. Есаков. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М, 2009. - 208 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-165-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/184859