Как сделать прикладное исследование и представить его в ЮНЕСКО. Рассказывает Никита Егоров
Учеба в магистратуре не всегда заканчивается написанием академической диссертации и подачей заявки на PhD. В 2020 году наш выпускник Никита Егоров поступил на магистерскую программу Public Administration в Центрально-Европейский университет, а завершил обучение с предложением проектной работы в ЮНЕСКО. Он рассказал нам, чем интересны прикладные исследования и что именно помогло ему в успешной сдаче финального магистерского проекта
Чем прикладной проект отличается от теоретической диссертации, и почему собственный рабочий опыт и исследовательские интересы имеют значение
На моей образовательной программе вместо магистерской диссертации студенты делают Applied Policy Project (APP). Если диссертация — это классическая академическая работа, то прикладной проект разрабатывается под конкретное техническое задание от международных организаций, НКО, аналитических центров или правительств. Я и еще двое моих однокурсников из Мексики и Нидерландов выбрали технологическую политику как приоритетное направление работы. Эта сфера представляла для меня интерес из-за моего прошлого профессионального опыта: до этого я стажировался в GR компании «Билайн».
Организацию, для которой нужно было сделать проект, мы нашли самостоятельно – через преподавателя одного из курсов. Он рассказал, что параллельно занимается проектом по этике искусственного интеллекта для ЮНЕСКО. В октябре 2021 года на Генеральной Конференции ЮНЕСКО была принята Рекомендация по этике искусственного интеллекта — документ, задающий общее направление этического регулирования использования ИИ для всех стран-членов ООН. У стран-членов нет обязательства следовать нормам, описанным в Рекомендации, но на практике принципы обычно постепенно внедряются в законодательство на национальном уровне. По этой причине Рекомендации ЮНЕСКО часто определяют международную повестку.
Задача нашего проекта состояла в том, чтобы сделать обзор инструментов для оценки этического воздействия разработки и использования ИИ в частных компаниях и публичном секторе. Изначально мы собрали информацию по всем использующимся инструментам оценки этического воздействия в мире: гайдлайны, опросы и библиотеки с кодами для проверки алгоритмов ИИ. На момент исследования мы обнаружили около 30 таких инструментов от разных компаний, государственных органов и аналитических центров. На втором этапе работы над проектом мы сфокусировались на нескольких конкретных инструментах от Google, IBM, ICO UK, правительства Канады и Европейской комиссии.
Мы разработали опросник для проведения полуструктурированных интервью, чтобы побеседовать с разработчиками этих инструментов, а также с теми, кто использовал их как конечный продукт. Нам нужно было выяснить сильные и слабые стороны существующих инструментов оценки этического воздействия, чтобы помочь команде ЮНЕСКО с разработкой их собственного гайдлайна, который бы задавал стандарты регулирования на международном уровне.
Общаться с пользователями инструментов было гораздо сложнее, так как разработчики не всегда владели информацией о том, как используются их продукт. Тем не менее, несколько организаций все-таки предоставили нам контакты. В расшифровке интервью нам помогли в ЦЕУ — мы воспользовались специальным программным обеспечением, что сэкономило очень много времени и сил. Финальный отчет для ЮНЕСКО занял примерно сорок страниц.
О поездке в штаб-квартиру ЮНЕСКО, полезных бакалаврских курсах и планах на будущее
Защиты работы в классическом понимании на факультете не предусматривалось — мы сделали презентацию отчета и выступили с ней сначала в университете, а потом поехали в Париж в штаб-квартиру ЮНЕСКО. Перед выступлением мы не спали почти всю ночь, потому что нам пришлось сменить четыре поезда, чтобы добраться из Вены до Парижа (поезда в Европе — это отдельная тема для обсуждения). Все расходы на дорогу и проживание покрыл грант от ЦЕУ, там есть отдельный бюджет на подобные поездки своих студентов.
На днях я получил письмо от одного из наших руководителей с предложением продолжить работу над проектом. На данный момент в нем сочетаются все мои исследовательские интересы: государственное регулирование и политэкономия, технологическая политика и — конечно — философия. Параллельно с продолжением работы над проектом я планирую углубиться в программирование в R и Python. Data Science — это очень важный навык для доказательной политики, продвижением которой я хотел бы заниматься в долгосрочной перспективе.
При написании магистерской работы мне очень пригодились все курсы, связанные с исследовательской методологией, которые преподавались на бакалаврской программе «Политология и мировая политика», особенно дисциплины по качественным методам. Создание дизайна исследования, постановка исследовательского вопроса — то, что мы повторяли во время научно-исследовательских семинаров на протяжении всей учебы — помогли грамотно структурировать работу. Во время обучения в магистратуре ЦЕУ я проходил курсы по праву и оценке политического воздействия. Эти знания также пригодились в работе над проектом для ЮНЕСКО.
Учеба в магистратуре обеспечила меня не только возможностями участвовать в международных проектах, но и большим количеством знакомых по всему миру. Кроме того, мне удалось наладить контакт со многими преподавателям. Например, Лайош Бокрош проводил реформы для транзита к рыночной экономике в Венгрии, а также долго работал во Всемирном Банке. Он преподавал невероятно интересные курс по монетарной и фискальной политике и стал любимчиком всего департамента. В развитии моих навыков анализа данных помог сложный предмет, который вёл Ананд Муругесан, очень опытный экономист из Индии.
Сейчас я не собираюсь поступать на PhD, хотя уже начинаю скучать по академии. Мне бы хотелось подойти к выбору PhD максимально тщательно и возможно уйти в сферу политической экономии, которая позволила бы мне совместить все мои исследовательские интересы и, в дальнейшем, рассматривать кейс России в своих проектах и работах. В данный момент я ищу работу в международной организации или в аналитическом центре, чтобы продолжить заниматься прикладными исследованиями и доказательной политикой.