• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Кроме того, что учеба – это очень важно и сложно, на самом деле, это еще и большое, абсолютно увлекательное путешествие»

Елизавета Потапова, выпускница нашей программы 2015 года и аспирантка Центрально-европейского университета, в этом году приезжает в Питерскую Вышку. На нашей программе она прочитает курс по образовательной политике в сравнительной перспективе, который отчасти отражает ее собственные исследования.

Елизавета рассказала нам о своем новом курсе, а также поделилась впечатлениями о программе «Политология и мировая политика».

«Кроме того, что учеба – это очень важно и сложно, на самом деле, это еще и большое, абсолютно увлекательное путешествие»

Из архива Елизаветы Потаповой

 Узнать подробнее о программе можно посмотрев  запись вебинара ОП «Политология и мировая политика».  Информация о поступлении находится в  разделе для абитуриентов бакалавриата.


– 
В настоящее время Вы завершаете обучение на PhD-программе в Центрально-европейском университете. Расскажите, пожалуйста, о чем Ваша диссертация?

– Так как программа, на которой я учусь, сама по себе изначально междисциплинарная (департамент политической науки, публичной политики и международных отношений), то и диссертация моя тоже лежит на пересечении разных дисциплин. Я пытаюсь совместить изучение образовательных политик, социологический подход к изучению университетов, а также Education Studies [исследования в области образования – прим. ред.] и то, как вообще люди изучают образование. В частности, я ставлю перед собой задачу понять, как российские ученые осмысляют свои академические свободы. Я разговаривала с людьми из российских университетов и научных организаций, и мы вместе с ними пытались понять, есть ли в России такая категория как академическая свобода, и как она в стране реализуется.

– Почему Вы выбрали именно Питерскую Вышку для преподавания по программе предоков Центрально-европейского университета?

– Во-первых, эта программа является партнерской для Центрально-европейского университета. И в некотором смысле это был очень гладкий переход, когда можно было выбрать из существующих опций и податься. Но я думаю, что дело не только в этом. Несмотря на то, что я выпустилась пять лет, на программе остались коллеги, мои друзья, люди, которыми я очень дорожу. И мне было бы приятно работать вместе с ними, особенно в рамках такой динамично развивающейся программы, которая сделала какой-то совершенно колоссальный скачок, за которым мне было бы очень интересно понаблюдать как исследовательнице образования. Так что тут большое совпадение всего.

 Как бы Вы оценили изменения, которые произошли с программой после Вашего выпуска?

–  Я думаю, что они просто колоссальнейшие. Раньше был фокус, в основном, на публичную политику с некоторыми забросами на сравнительную перспективу. Сейчас, конечно, программа гораздо более ориентирована на международные отношения, с сохранением сравнительной перспективы, но с некоторым ее переносом в другие тематические поля. И это, конечно, любопытно. А еще, конечно, тот факт, что программа стала на английском языке. Это очень интересно, потому что мне кажется, что теперь другие люди приходят на программу. И было бы очень любопытно увидеть, кто эти люди. Мы в свое время хотели быть президентами, губернаторами. Интересно, кем хотят стать те, кто выбирает программу сейчас.

–  Расскажите, пожалуйста, о своем курсе «Образовательная политика в сравнительной перспективе», который Вы будете читать на нашей программе?

– На самом деле, я ставлю перед собой несколько задач на этом курсе. С одной стороны, это такой классический курс, который берет одну policy [политический курс] и смотрит, как можно осуществлять некоторые policy studies [исследования политических курсов]. Как одна конкретная policy соединяется с экономикой в своем контексте, как она встраивается в процесс принятия решений на государственном уровне, как она имплементируется, здесь же и policy cycle [политический цикл], т. е. как policy реализуется на разных этапах. Соответственно, на конкретном образовательном кейсе я хотела бы это посмотреть. Еще я смотрю на этот курс как на возможность познакомить людей с одной из значительных тематических плоскостей, а именно исследованиями образования. Это очень хорошая междисциплинарная область, и мне был хотелось дать ей гораздо больше publicity [публичности], чтобы все интересовались и хотели изучать университеты и школы.

– Насколько Ваш курс будет отражать результаты Вашего диссертационного исследования?

– Конечно же я воспользуюсь некоторыми своими наработками, за годы работы над диссертацией накопился большой материал о российской образовательной политике. Но это не значит, что в курсе мы будет фокусироваться исключительно на этом кейсе. Это возможность от чего-то оттолкнуться, а дальше уже выходить на сравнение – как с другими сферами, так и с другими странами.

– Расскажите, пожалуйста, о структуре курса.

– Он по-своему дополнительный для большого курса Policy Analysis [политический анализ], на котором будут раскрыты основные теоретические подходы к изучению policy. На своем курсе я планирую говорить о более конкретных сюжетах. В частности, как организована экономика образования в различных эмпирических контекстах, кто является основными образовательными стейкхолдерами, как мы их выделяем, и как они оказывают влияние с разных сторон в рамках разных вертикалей и горизонталей принятия решений, а также много посветим времени разбору различных конкретных кейсов.

– Чему научатся студенты по итогам Вашего курса?

– Студенты познакомятся с различными аспектами образовательной политики. Они узнают, какие бывают исследования, связанные с образованием, какие исследовательские вопросы можно задать применительно к этой области. Также они познакомятся с разными интересными кейсами из российского и мирового опыта. Наконец, через разговор об образовательной политике мы разберемся, как вообще можно исследовать политические курсы.

– Что Вы бы хотели пожелать нашим абитуриентам?

– Очень хочется пожелать абитуриентам хорошо провести время, потому что кроме того, что учеба – это очень важно и сложно, на самом деле, это еще и большое, абсолютно увлекательное путешествие. Особенно сейчас, когда программа стала еще лучше и веселее. Я очень надеюсь, что все получат большое удовольствие, кроме пользы.