• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

07
Апрель

Правила жизни преподавателей (и не только): Аркадий Набока

Каждый студент-политолог, столкнувшись с проблемами, обращается за помощью в учебный офис. Наша специальная серия «Правила жизни преподавателей» рада представить интервью с менеджером образовательной программы Аркадием Владимировичем Набокой - человеком, благодаря которому учебный процесс на нашей ОП работает без каких-либо сбоев, как хорошо отлаженный механизм.

Правила жизни преподавателей (и не только): Аркадий Набока

- Кем Вы мечтали стать в детстве?

Честно говоря, я никогда особенно не строил никаких планов и не видел себя на какой-то конкретной позиции, на какой-то конкретной работе. Помню забавные ощущения, которые испытывал, когда еще был в младшей школе.  Я почему-то представлял себя таким же, только взрослым, высоким - два метра ростом - и почему-то всегда в этой школьной советской форме. Забавно потому, что на самом деле уже никакой формы в школе не было. Но вот почему-то взрослым себя я представлял именно так, и никак иначе. А конкретной мечты о месте работы не было.

Вообще, у меня всегда было такое ощущение, что я живу каким-то сегодняшним днем или ближайшим будущим.  Честно говоря, планов никаких не строил и придерживаюсь этой же линии, планы не строю. Понятно, что все мы пытаемся планировать отпуск или какие-то проекты на полгода, на год вперёд. А вот мыслить стратегически - мне не то, что неинтересно, я, скорее, просто понимаю, что это бессмысленно. Просто я уже успел понять, что горизонт событий резко меняется, и ты просто живёшь в другом мире, в мире, который наступит через несколько лет.

- Как Вы оказались в Вышке? Было ли это какое-то спонтанное решение или случай?

В какой-то момент я захотел сменить род своей деятельности, сменить работу преподавательскую на административную. Но для того, чтобы всё-таки не изменять своим принципам и продолжать заниматься какими- то близкими мне вещами, я решил продолжить работу в университете. Ведь университет – это пространство свободы для реализации своих творческих способностей. Здесь можно осуществлять свои планы и замыслы. Например, различные мероприятия, встречи с интересными людьми, конференции, реализовывать огромное количество различных планов. И как минимум, ты просто общаешься с приятными людьми, и понимаешь, что мы говорим на одном языке и уровень ценностей у нас более-менее одинаков.

Ну, а в Вышку я попал просто по объявлению. Я понял, что достиг своего потолка в университете, где я работал, потому что я всегда хотел заниматься творчеством - на тот момент это была работа преподавателя - и осуществлять функции организатора, заниматься административной деятельностью. И вот я решил остаться в Вышке, хотя здесь я изначально хотел стать также и преподавателем. Но мне объяснили, что деятельность преподавателя и сотрудника учебного офиса совмещать запрещено.

Со временем я решил, что, может, это и хорошо, поскольку преподавание занимает очень много времени, и свое свободное время я лучше посвящу семье. Ведь невозможно полноценно работать восьмичасовой рабочий день, преподавать в субботу и одновременно уделять столько времени своей семье, чтобы и она стремилась к общению со мной. Это очень важно, ведь сколько таких историй, когда взрослые люди рассказывают, как в детстве им не хватало внимания отца, потому что он постоянно был занят, все время проводил на работе. Вот и я как-то услышал это и понял, что нельзя тратить девяносто процентов своего времени на работу.

- Посещали Вас мысли бросить всё и начать всё заново? По-другому?

Откровенно говоря, они не посещали. Я все-таки достаточно системный человек. Во мне всегда борются спонтанность и планирование. И как только у меня возникает какая-нибудь безумная идея, у меня включается вторая половина мозга, я представляю, как буду её реализовывать и понимаю, что на самом деле мне это не нужно. Свободное время я стараюсь заполнить какими-то интересными вещами. Например, учусь программированию.

Было время, когда я делал онлайн журнал и писал там про кино, музыку, брал интервью. Там было достаточно маленькое количество читателей, но я занимался этим для себя, мне просто это нравилось. Ну, а потом как-то устал от этого, потому что эта работа занимала очень много времени, творческий запал на эту тему иссяк и уже захотелось чего-то нового.

- Есть ли у Вас хобби?

Девять месяцев назад у меня появилось новое хобби. Оно отнимает достаточно много времени, и я с радостью отдаюсь этому занятию. Я гуляю с семьёй, с удовольствием читаю книги и подтягиваю испанский, который я изучал в институте. К сожалению, долгое время у меня не было возможности практиковаться.

- Что для Вас главное в жизни и мотивирует Вас? 

Моя основная мотивация проста - моим близким должно быть максимально комфортно.

- Три ваши самые любимые книги, которые Вы могли бы посоветовать читателям?

Сразу должен сказать, что обычно, если я что-то кому-то советую, то советую это конкретному человеку. Я должен хоть что-то знать о нем.

Давайте я назову я назову три книги, которые мне нравятся и которые, как мне кажется, наиболее универсальны. Первая книга, которую я бы посоветовал — это книга автора Кена Кизи «Порою блажь великая» (анг. «Sometimes a great notion»).  Существует несколько вариантов её перевода, но я читал ее именно в таком. Это достаточно толстая книга, страниц на 800, но в ней автор очень красочно и ярко описывает внутренний мир героев. Мне это очень нравится, потому что в книгах как раз ищешь ответы на какие-то свои внутренние вопросы. В этой книге очень интересно раскрываются человеческие отношения. В общем — это прекрасная книга.

Ещё я бы посоветовал достаточно яркую книгу Эрика-Эмманюэля Шмитта «Улисс из Багдада». Это история про человека, который бежит из Ирака в Европу. Мне кажется, что это очень важная книга, потому что тема очень актуальна. Однако, она всегда подаётся либо политизировано, либо её представляет сторона, принимающая беженцев. В этой книге описывается то, как эта ситуация выглядит изнутри.

Третья книга - «Общага-на-крови» Алексея Иванова, хотя я мог бы порекомендовать любое из его произведений. Это книга о девяностых, в ней выражаются ощущения автора того времени.

Но, в общем, книга вневременная. Она о столкновении в человеке рвущейся изнутри свободы и сжимающего общества со своими законами, которое оказывается не снаружи, а внутри. Ты рвешься к чему-то другому, неизведанному, но всё-равно в результате остаёшься в том же обществе, в том же состоянии. Почему это происходит сказать трудно. В связи с этим, я назову четвертую книгу. Она, в принципе, про то же, хотя у неё совершенно другой сюжет. Это книга Василия Аксёнова «Остров Крым». Она, правда, скорее, про макрособытия, а у Иванова – микрособытия, между отдельными людьми.

- Хватает ли Вам свободного времени с таким плотным графиком?

Для того, чтобы мой график был плотным, я и ушел на административную работу. Когда я был преподавателем, мой график не был таким насыщенным, но он занимал все мое время.

Дорогие студенты, читающие это интервью, задумайтесь над тем, что ваши преподаватели не просто приходят на пары. Они читают огромное количество различных материалов, в том числе и ваши работы.

Чтобы написать свои статьи, им приходится перерабатывать огромный объём различных материалов, а для того, чтобы опубликовать их, им приходится биться в журналы, как мотыльки о стекло. Это очень тяжело. Работа преподавателя не заканчивается в шесть часов вечера. А преимущество моей работы состоит в том, что хоть у меня и жёсткий график работы, но по ее окончании я могу заниматься своими делами. И, поскольку я сам могу регулировать свою занятость, у меня остаётся время на то, чтобы заняться какими-то проектами, учёбой или просто посмотреть фильм. Я очень люблю кино.

- Какой последний фильм Вы посмотрели?

«Вторая жизнь Уве», шведский фильм. Очень хороший.

- Какая у вас любимая кухня?

Здесь всегда идёт борьба между итальянской и грузинской. Но, если мне придётся выбрать только одну, я выберу грузинскую.

- Какая у вас самая большая мечта?

Я хочу, чтобы моя семья была счастлива, чтобы каждый член моей семьи чувствовал себя комфортно, чтобы он мог реализовать свои идеи и стремления. Я бы пожелал это всем.

- С какими основными трудностями вы сталкиваетесь при работе со студентами?

Самая большая трудность — это большой поток людей. Из-за этого приходится постоянно переключаться с одного вопроса на другой. Но особенно сложно становится тогда, когда к этому добавляется почтовый информационный поток, на который также надо отвечать. Поэтому, когда ещё люди обращаются не совсем вежливо, это выбивает из колеи.

- Какие основные проблемы, с которыми к Вам обращаются студенты?

На самом деле, большинство трудностей - сезонные. Все зависит от того, какой сейчас месяц и что на данный момент времени происходит в университете. Это может быть и сдача курсовых и, наоборот, получение первокурсниками студенческих билетов. Вот сейчас, в сентябре, будут новые студенты, а у них будет целая вопросов по поводу того, как найти ту или иную службу или как карточку оформить. Самый распространенный вопрос - можно ли поменять дисциплину по выбору.

- Какими проектами Вы сейчас занимаетесь?

Я должен сказать, что всеми проектами я занимаюсь с Екатериной Александровной Ершовой — это начальник учебного офиса по направлению «Социология». В этом году мы с ней вели четыре проекта, два из них направлены на то, чтобы сделать ярче курс БЖД. С сентября появится онлайн курс и в LMS будут материалы, которые будет более удобно читать. То есть, базовые вопросы, на которые отвечают и другие учебные офисы.

Ещё один проект - студенческая онлайн платформа, где студенты могли бы создавать свои небольшие онлайн курсы такого же формата, как на «Арзамас», то есть, несколько небольших видеолекций с сопроводительными текстовыми материалами. Но с видео все оказалось достаточно сложно. Поэтому в следующем году мы продолжим работу над проектом как текстовым научно-популярным журналом. Хотим публиковать его в перспективе и на английском языке, так как у нас есть стратегическая идея формирования англоязычной информационной среды.

Это нужно для того, чтобы студенты, не владеющие русским языком, попадали в интересную среду, чтобы у них была возможность самореализации, и чтобы они видели, что в университете есть, помимо пар, ещё и другая жизнь. Этому посвящён наш четвертый проект - тоже журнал, это HSE Illuminated. Это журнал о студенческой жизни. Сюда студенты могут писать обо всём - от топа своих любимых кафе в Петербурге до заметок о прошедших открытых лекциях и советов тех, кто ездил по обмену, о том, на что стоит обратить внимание.

- Ваши пожелания студентам?

Как начальник учебного офиса я хотел бы пожелать внутренней самостоятельности и уверенности. Подумайте, если вы можете что-то сделать, то делайте это сами. Не стоит идти и просить, чтобы всё делали за вас, то есть больше проявляйте инициативу, старайтесь сами изменить что-то. Ну а просто как человек я хотел бы сказать, что одно из самых важных качеств — ответственность. Подумайте об этом. Чем больше вы будете брать на себя ответственность, тем ярче и гармоничнее будет ваша жизнь.


Беседовал Акмал Таджибаев, студент 3 курса ОП "Политология и мировая политика", участник проекта "Вольная Редакция"