• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"На заре": Кирилл Шамиев

Мы продолжаем знакомить вас с молодыми преподавателями нашей образовательной программы. Сегодня у нас на очереди выпускник ОП "Политология" 2017 года, лауреат премии "Золотая Вышка" 2016 года в номинации "Серебряный птенец", аспирант Центрально-Европейского университета, а теперь и приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Кирилл Шамиев.

"На заре": Кирилл Шамиев

— Расскажите, пожалуйста, о своем образовании.

Я поступил в Питерскую Вышку на "Политологию" и окончил ее в 2017 году. После закончил магистратуру Центрально-Европейского университета (ЦЕУ), и уже полтора года учусь там в аспирантуре. Выбор был сделан не случайно: там у меня нужная мне научная руководительница, отличное политологическое образование и удобная инфраструктура. Сейчас пишу диссертацию и параллельно работаю над сторонними исследовательскими проектами.

— Что Вы изучаете в аспирантуре?

Я принадлежу к школе публичной политики (School of Public Policy) — это такая субдисциплина политологии, которая изучает то, как государство функционирует на практике и реализует, в том числе, политические курсы.

Я со второго курса бакалавриата интересовался оборонной политикой, что, как я потом узнал, называется "политика в области сектора безопасности", поэтому магистратуру в ЦЕУ я закончил с этой специализацией. Свою диссертацию я пишу про влияние гражданско-военных отношений на публичную политику. Что касается учебы, то и в магистратуре, и на первом году обучения в аспирантуре огромное количество курсов было связано с политическим анализом, экономическим анализом, количественными и качественными методами исследований, политическими институтами.

Помимо учебы, в аспирантуре я начал работать учебным и исследовательским ассистентом. Учебным ассистентом я был на курсе Comparative Case Study Research у профессора Карстена Шнайдера, а исследовательским ассистентом работал в прикладном проекте профессора Кейтлин Браун. Проект фокусировался на измерении внутридомохозяйственного неравенства в странах Африки и Юго-Восточной Азии, и я много работал с большущими базами данных на несколько десятков и даже сотен тысяч измерений. Задача проекта заключалась в методологическом выявлении неравенства внутри домохозяйств. Часто в традиционалистской среде мужчины работают, а женщины с детьми остаются дома. Это нужно учитывать при организации политики по борьбе с бедностью, что, к сожалению, не всегда происходит. Проект мне показался очень интересным, поскольку такие, казалось бы, скучные статистические методы позволяют выявлять реальные скрытые паттерны поведений в странах, где я никогда не был. Условно говоря, находясь в Будапеште, мы смогли как будто бы "заглянуть" в дома Африки и Юго-Восточной Азии, посмотрев, как члены семьи относятся к своим детям и друг другу.

— Какой предмет Вы преподаете сейчас на бакалавриате?

Я преподаю Introduction to Policy Analysis, связанный с теориями и концепциями политического анализа. На мой взгляд, это очень важный курс. Если студенты во время этого курса не поймут логику политического анализа, то потом им будет тяжелее понять все остальные аспекты госуправления и реформ.

— Вы были одним из основателей Студенческого Совета на "Политологии", продолжаете ли Вы сейчас заниматься общественной деятельностью?

Можно сказать, что продолжаю, но не так много из-за нехватки времени. Я вхожу в Дисциплинарный комитет и комитет по Стратегическому развитию в ЦЕУ. К счастью, ни разу никого ещё не пришлось отчислить, а вот несколько встреч с Советом попечителей и европейскими политиками мы уже провели. Также я верю в гражданский долг, поэтому был членом избирательной комиссии в посольстве России в Будапеште, а также стараюсь время от времени помогать общественным организациям.

— Что бы Вы посоветовали нашим студентам?

Во-первых, стараться получать максимум от обучения.  Я знаю, что в бакалавриате иногда кажется, что какие-то курсы неинтересные. Я сам так думал. Но здесь надо быть, как говорится, smart, то есть, с одной стороны, понимать, что вы хотите получить от учебы и вне ее. С другой стороны, нужно осознавать, что, возможно, у вас есть некоторый недостаток информации, и можно не увидеть сейчас пользу чего-то, что окажется нужным потом.

Я сейчас понимаю, что многие вещи, которые были второстепенными для меня в Вышке, потом пригодились. Поэтому учитесь балансировать между своими персональными интересами сейчас и тем, что вам может потребоваться для достижения ваших личных целей в будущем. При этом надо верить во что-то такое внутри, что направляет нашу персональную деятельность. Я тоже переживал о работе и учёбе после бакалавриата, не знал, что будет буквально через месяц, но всё равно делал то, что считал нужным. Пока не подвело.

Во-вторых, я рекомендую использовать наше конкурентное преимущество – в учёбе фокусироваться на аспектах, связанных с Россией и постсоветским пространством, помимо методов анализа и сбора данных. Постсоветские страны – это целая вселенная, у нас есть всё или почти всё, что есть в других странах. Знание языков, местного национального социально-политического и экономического контекста, наличие способностей проанализировать и донести информацию сделают вас неотразимым – "a real Eurasianist". Поверьте, это такое очень крутое чувство, когда ты общаешься с исследователями из разных стран, и все они специалисты по постсоветскому пространству, поэтому ваши темы для разговоров, шутки, и даже любовь к шаурме магическим образом сходятся.

В-третьих, я рекомендую попробовать поучиться на зарубежных магистерских программах. Помимо учёбы, это ещё и чисто социальный опыт, знакомство с людьми их других стран, их культурами. В некоторых странах, например, это уже норма, что на бакалавриате вы учитесь в одной стране, а магистерскую степень едете получать за рубеж, выходя из «зоны комфорта».

Наконец, я желаю всем найти себя и никогда не отчаиваться. Я смотрю на многих своих однокурсников и очень ими горжусь.  Все они уже начали реализовываться в той или иной сфере. Не обязательно в политике или науке: кто-то работает в больших международных компаниях, кто-то в органах государственной власти, педагогике и в журналистике. Я консервативен и верю, что если человек стремится к своей цели, то он или она может многого добиться.

Беседовала Милана Корнева, студентка ОП "Политология и мировая политика", участница проекта "Вольная редакция"