• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Когнитивная лингвистика

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Преподаватели


Москвина Анна Денисовна


Скребцова Татьяна Георгиевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен когнитивной лингвистике как актуальной области лингвистических исследований и охватывает широкий спектр оригинальных концепций и подходов (теория концептуальной метафоры, теория прототипов, топологическая семантика и пр.). Основное внимание уделяется различным аспектам анализа, описания и моделирования языкового значения
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
  • Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Когнитивная лингвистика как направление научной мысли
  • Грамматика конструкций
  • Языковая память.
  • Теория протипов.
  • Прототипические аналогии и "семейное сходство"
  • Рамочная семантика.
  • Интертекстуальность в повседневном языке.
  • Концептуальная метафора
  • Ментальное пространство.
  • "Больше, чем холодный разум"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Чтение статей по предложенным темам, подготовка не менее трех вопросов к прочитанной статье для обсуждения на занятиях.
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 10-12 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 20-25 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой выполнение студентом письменной исследовательской работы, объемом 15 000–20 000 знаков. Выполняется студентом внеаудиторно по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Исследовательский проект + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * Доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461
  • Арнольд, И. В. Основы научных исследований в лингвистике : учебное пособие / И. В. Арнольд. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 176 с. — ISBN 978-5-9765-2964-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102543 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Болдырев Н. Н. (2016). Когнитивная лингвистика. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467195

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
  • Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690