• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Человек и животное: проницаемые границы"

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Витте Георг Вильгельм Хайнрих

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар посвящен роли животных в литературе. Рассматривается, как в определенных литературных жанрах, приемах повествования и мотивах деконструируется "антропологическая цезура" (Джорджио Агамбен), категорически отделяющая человека от животного. На примере текстов Франца Кафки и Дж. М. Кутзее будет обсуждаться вопрос о том, как литература рассматривает свою собственную роль в критике антропоцентрических дискурсов. Oсобое внимание уделяется некоторым постоянным аспектам появления животных в литературе: говорящим и пишущим собакам (у Мигела де Сервантеса, Э.Т.А. Гофмана, Николая Гоголя, Владимира Маяковского, Франца Кафки), тоске цивилизованного человека по потерянной "дикости" и „звери“(у Шарла Бодлера, Райнера Марии Рильке, Tеда Хьюза и др.). Помимо литературных текстов, будут обсуждаться философские тексты (И. Г. Гердер, Фридрих Ницше, Жиль Делез, Джорджио Агамбен и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент понимает, что занятие животными в литературе выходит далеко за рамки простой истории мотивов (в смысле литературы "о" животных, "анималистической литературы"). Речь идет о роли литературы в антропологической дифференциации человека и животных. Это связано с вопросом об определенной поэтике: например, о роли языка (и о деконструкции его якобы исключительно человеческого достояния). Обсуждается и миметический потенциал литературы по отношению к животным: достаточно ли свести этот потенциал к установлению сходства между человеком и животными, т.е. к явлениям и формам антропорфизма? Как нарушаются такие сходства другими, "териоморфными" формами? Жанровые аспекты также относятся к вопросам поэтики. Например, будет критически рассмотрена историческая роль отдельных жанров (метаморфозы, басни, эмблематика, бестиарии) в установлении образа антропоморфного животного.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знакомится с литературно-историческим измерением предмета - от древности до современности.
  • Студент знакомится с центральными поэтологическими понятиями (мимесис, метаморфоза как реализованная метафора, остранение, повествовательная перспектива/точка зрения и др.)
  • Студент знакомится со связями между историей литературы и историей дискурса (антропологические дискурсы, дискурсы эволюции).
  • Студент изучает методы критико-аналитического чтения литературных текстов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кто говорит? Животные в литературе как провокация антропологии
  • Метаморфозы: териоморфизм vs. антропоморфизм
  • Жанры: басни, сатиры
  • Собаки
  • Тоска по дикости
  • Крушение антропморфизма: насекомые
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В центре занятий стоит дискуссия о результатах аналитического чтения обсуждаемых текстов. В ходе занятий студенты получают методические советы о том, как следует проводить собственное исследование, и подбирают объект для него. Консультации по поводу этого объекта проходят с каждым студентом отдельно. Во втором модуле студент выбирает тему своей итоговой работы и представляет свои идеи в краткой устной презентации (5-7 минут).
  • неблокирующий Итоговый проект
    Возможна работа в небольших группах (2-3 человека) для подготовки итогового проекта. Темы выбираются свободно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Suddendorf, T. (2013). The Gap : The Science of What Separates Us From Other Animals. Basic Books.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christopher Peterson. (2017). Monkey Trouble : The Scandal of Posthumanism. Fordham University Press.
  • Norris, M. (1985). 3. Darwin, Nietzsche, Kafka, and the Problem of Mimesis. In Beasts of the Modern Imagination : Darwin, Nietzsche, Kafka, Ernst, and Lawrence. Johns Hopkins University Press.