• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Вопросы теории дискурса"

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Вопросы теории дискурса" посвящен историческому и теоретическому анализу исследований дискурса XX века с междисциплинарной точки зрения и ориентирован на такие аспекты, как генерация языка и познание. В ходе курса слушатели получают представление о разных школах в рамках исследований данного направления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с различными подходами к изучению дискурса, теорией и практикой лингвистических дискурсивных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет основные способы получения и обработки и представления лингвистических данных, включая статистические.
  • Перечисляет и характеризует основные направления дискурсивных исследований, оценивает научный вклад и воспроизводит методологию крупнейших учёных на основе прочитанных ключевых работ в этой области лингвистики.
  • Пользуется лингвистическими корпусами с разметкой дискурсивных явлений, объясняет разницу в существующих подходах к разметке, владеет техникой поиска в корпусах и ориентируется в корпусных ресурсах.
  • Перечисляет и осуществляет описание и оценку современных экспериментальных методик извлечения дискурсов разных типов и применяет некоторые из них.
  • Воспроизводит ход рассуждений и исследовательские процедуры, применяемые в различных по направленности работах, посвященных исследованию дискурса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие принципы работы с лингвистическими данными
    Типы лингвистических данных; сбор данных: наблюдение, элицитация, интроспекция; выбор методов сбора и статистической обработки данных
  • Общие направления лингвистических дискурсивных исследований
    Таксономии дискурсов; структура дискурсов; связь дискурсивных явлений с явлениями других лингвистических уровней
  • Корпусные подходы к изучению дискурса
    Знакомство с корпусами, содержащими разные типы дискурсивной разметки; разбор нескольких исследовательских кейсов.
  • Экспериментальный анализ дискурса
    Моделирование порождения и понимания дискурса; методы извлечения диалогов и монологов
  • Частные направления дискурсивных исследований
    Дискурс и социум; дискурс и прагматика; дискурс и грамматика; дискурс с точки зрения конверс-анализа: разбор исследовательских кейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад не должен занимать более 7-10 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Приветствуется также проведение теоретического мини-исследования в рамках того или иного вопроса, существенного для рассмотрения предложенной темы. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговая письменная работа по НИСу представляет собой исследование, проведенное студентом, на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 10000–15000 знаков. Работа выполнятеся студентом внеаудиторно. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы для подготовки работы, для её раскрытия в работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Biber, D., & Conrad, S. (2009). Register, Genre, and Style. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304421
  • Handford, M., & Gee, J. P. (2012). The Routledge Handbook of Discourse Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444001