• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Немецкий язык

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
11
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Ватутина Ирина Сергеевна


Кулешова Юлия Геннадьевна


Лисицына Дарья Евгеньевна


Никифорова Светлана Анатольевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Немецкий язык» относится к дисциплинам профессионального цикла, входит в блок дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную часть подготовки (Б.ПЦ. Б) бакалавров. Изучение учебной дисциплины на 1 курсе студенты начинают без начальных знаний и достигают к концу 1 курса уровня А 1+/ А 2 по классификации CEFR по всем видам речевой деятельности.Отдельное внимание уделяется формированию базовых грамматических навыков и работе с текстом как основе для дальнейшего использования полученных языковых знаний в предметах профессионального цикла. Основные положения при изучении дисциплины могут быть поддержаны знаниями и умениями, получаемыми студентами в рамках изучения дисциплин «Английский язык», «Введение в языкознание», «Латинский язык». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Третий иностранный язык (французский)», «Ключевые тексты на немецком языке», «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии». Формат изучения дисциплины -без использования онлайн курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Немецкий язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на предпороговом уровне A2 (по Общеевропейской шкале уровней).
  • Знать:  основные правила немецкой графики и орфографии;  особенности артикуляционной базы немецкого языка;  систему правил морфологии и синтаксиса немецкого языка в рамках содержательной части программы;  базовые лексические единицы в рамках содержательной части программы, а также лексику учебной сферы общения;  речевые клише для выражения различных интенций в рамках повседневного общения;  правила интонационного оформления простых нераспространенных и распространенных, а также сложносочиненных предложений различных коммуникативных типов.
  • Уметь:  использовать справочную литературу и другие источники на русском/немецком языке для самостоятельной работы;  пользоваться различными двуязычными и одноязычными словарями немецкого языка;  излагать свою точку зрения на изучаемые вопросы и кратко аргументировать ее;  обозначать причинно-следственные связи;  задавать все виды релевантных вопросов и реагировать на вопросы и просьбы других участников учебного процесса в рамках учебной сферы общения;  выступать с презентациями, представляя результаты групповой/самостоятельной работы.
  • Владеть навыками: в области говорения:  участвовать в спонтанных ситуативных диалогах в рамках содержательной части программы, выражая определенные коммуникативные намерения;  принимать участие в обмене мнениями в рамках знакомой проблематики, кратко обосновывать и аргументировать свою точку зрения;  выступать с подготовленным монологическим сообщением, аргументированно излагая свою позицию и используя вспомогательные средства (Power-Point и т.д.);  строить неподготовленное монологическое/диалогическое высказывание с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, график, таблица, статистические данные, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения;  строить свое речевое поведение адекватно социокультурной специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения;  применять нормативное произношение и ритм речи.
  • Владеть навыками в области письма:  вести переписку личного характера (письма, открытки, смс и т.д.);  заполнять формуляры различного характера;  писать небольшие эссе, освещая заданный основной тезис или вопрос;  создавать небольшие тексты различных жанров в рамках тематики содержательной части программы;  вести краткие записи основной получаемой информации, представленной в виде доклада или презентации.
  • Владеть навыками в области чтения:  понимать основное содержание, извлекать основной смысл текстов и статей социокультурного характера;  концептуально излагать содержание текстов и статей социокультурного характера;  работать с текстами различных жанров, используя приемы ознакомительного, просмотрового, изучающего чтения.
  • Владеть навыками в области аудирования (понимания речи на слух):  понимать на слух информацию, представленную в виде аутентичных текстов разной тематики и различных жанров, и реагировать на нее в соответствии с заданием;  извлекать необходимую информацию из текстов, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее в соответствии с заданием.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • распознавать и применять основные правила немецкой графики и орфографии, нормативное произношение и ритм речи с учетом особенностей артикуляционной базы немецкого языка
  • распознавать и применять лексические и грамматические структуры уровня А 1/А 2 в соответствии с коммуникативной задачей
  • извлекать информацию из аутентичных текстов уровня А 1/ А 2, используя приемы ознакомительного, просмотрового, изучающего чтения, в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей
  • запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А1/А 2
  • вести переписку личного характера (письма, открытки, смс и т.д.) и заполнять формуляры различного характера
  • излагать свою точку зрения и кратко аргументировать ее в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 1/ А 2, обозначая причинно-следственные связи
  • написать небольшие (min.10 фраз) тексты описательного характера с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, опорные слова), освещая заданный основной тезис или вопрос и используя элементы предположения
  • строить неподготовленное монологическое высказывание с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения
  • строить неподготовленное диалогическое высказывание, выражая определённые коммуникативные намерения в ситуативных контекстах уровня А1/А 2
  • - называть части тела, описывать симптомы болезни, боли; - описывать внешний вид и состояние здоровья других людей; - вести краткие телефонные разговоры с врачом/ администратором в больнице; - согласовывать дату визита к врачу, отменять и переносить свой визит; - давать краткие советы и рекомендации по лечению; - обсуждать пользу и вред для здоровья.
  • - расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о своем местонахождении, местонахождении какого-либо объекта, о пути следования; - описывать свое местонахождение, местонахождение какого-либо объекта, путь следования; - формулировать устный запрос на стойке информации на вокзале/ в аэропорту; - сигнализировать проблему с ориентацией в городе/ просить о помощи/ формулировать запрос и реагировать на него; - давать информацию о проезде/ пути до какого-либо объекта;
  • - вести диалог в службе сервиса (в том числе и по телефону), описывая свою проблему; - формулировать сообщение на автоответчике; - формулировать свою просьбу/ желание в соответствии с заданной ситуацией; - формулировать краткие информативные сообщения делового характера.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1 Добрый день. Меня зовут…
    1. Знакомство, приветствие: знакомиться, представлять себя и др. людей при знакомстве; приветствовать/прощаться; начать телефонный разговор, представиться, пригласить кого-либо к телефону. 2. Представление себя и др. людей при знакомстве: расспросить собеседника для получения недостающей личной информации;
  • Раздел 2 Семья и друзья
    1. Личные данные: поинтересоваться чьим-либо самочувствием; рассказать о своем месте жительства; называть свои хобби и увлечения; обмениваться информацией на тему «Личные данные»; заполнять анкету/бланк. 2. Мои друзья: представить своих друзей; называть их хобби и увлечения. 3. Родственные связи: представить членов своей семьи; друзей; рассказать об их месте жительства; называть их хобби и увлечения.
  • Раздел 3 Еда
    1.Продукты питания: называть продукты, их упаковку и количество; рассказывать о предпочтениях в еде. 2. В супермаркете: вести диалог в супермаркете; запрашивать недостающую информацию, обращаться с просьбой о помощи. 3. В кафе: вести диалог при выборе блюд в кафе; аргументировать выбор блюд в кафе
  • Раздел 4 Мой дом. Моя квартира
    1.Комнаты и помещения в доме: описывать дом, квартиру и помещения в них; выражать свое отношение «нравится – не нравится» и кратко аргументировать его. 2. Мебель и интерьер: называть и давать краткую характеристику мебели и бытовым приборам; выражать и аргументировать свои предпочтения. 3. Поиск жилья: понимать и составлять объявления о поиске квартиры; обмениваться информацией в рамках темы «Аренда жилья»; выражать и аргументировать свои предпочтения. 4. Дом мечты: описывать дом своей мечты, выражать и аргументировать свои предпочтения.
  • Раздел 5 Мой день
    1. Время и распорядок дня: называть и спрашивать время (формальное и неформальное обозначение); называть занятия в течение дня, выражать свои предпочтения во времяпрепровождении; описывать распорядок дня и расспрашивать собеседника о его распорядке; формулировать запрос по недостающей информации о рабочем времени магазинов/организаций. 2. Моя неделя: называть дни недели и время суток; - описывать активности в течение недели и на выходных; 3.На досуге: называть активности в свободное время, выражать и аргументировать свои предпочтения. -
  • Раздел 6 Погода и времена года
    1. Погода сегодня и завтра: называть месяцы и времена года; описывать погоду и расспрашивать собеседника о погоде; извлекать информацию из сообщений о погоде по телевидению/радио; формулировать запрос по недостающей информации о погоде. 2. Времена года и виды занятий: называть занятия, характерные для разных времен года, выражать и аргументировать свои предпочтения.
  • Раздел 7 Учеба и свободное время
    1. Хобби и занятия в свободное время: называть занятия в свободное время дня, выражать и аргументировать свои предпочтения во времяпрепровождении; рассказывать о своих хобби, умениях и навыках. 2. Изучение иностранных языков: называть основные виды занятий на уроке иностранного языка, выражать и аргументировать свои предпочтения, давать советы. 3. Распорядок выходного дня (прошедшее время): описывать распорядок выходного дня и расспрашивать собеседника о его распорядке.
  • Раздел 8 Профессия и работа
    1. Популярные и необычные профессии: называть и кратко описывать основные профессии; выражать и аргументировать свои предпочтения. 2. Умения и навыки: называть занятия, характерные для разных видов проф. деятельности, выражать и аргументировать свои предпочтения; расспрашивать собеседника об его профессии, образовании, навыках. 3. Биография. Поиск работы. Написание резюме: составлять краткую биографию/резюме/мотивационное письмо. 4. Объявления о вакансии. Собеседование: запрашивать недостающую информацию по вакансии/практике; отвечать на вопросы на собеседовании.
  • Раздел 9 Туристы в Мюнхене
    1. Мюнхен глазами туриста: называть и кратко описывать/характеризовать достопримечательности городов Германии; называть различные виды активностей туриста в городе; планировать/обсуждать/описывать туристическую программу 1 дня в чужом городе. 2. Советы путешественнику: планировать/обсуждать/описывать туристическую программу 1 дня в своем городе; давать советы туристам в своем/чужом городе - что посмотреть/куда сходить. 3. Указания, просьбы, требования: описывать/ запрашивать функции объектов/часы работы/ цену входных билетов/ скидки; называть/обсуждать правила поведения на различных объектах; формулировать запреты, указания при нахождении на различных городских объектах; формулировать устный запрос на стойке информации в гостинице.
  • Раздел 10. В городе
    1. Общественные места в городе. Транспорт: называть и описывать функции основных мест городской инфраструктуры; называть и характеризовать +/- различных видов транспорта; выражать и аргументировать свои предпочтения; давать информацию о проезде/ пути до какого-либо объекта. 2. Ориентация в городе. Описание дороги: расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о своем местонахождении, местонахождении какого-либо объекта, о пути следования; описывать свое местонахождение, местонахождение какого-либо объекта, путь следования; сигнализировать проблему с ориентацией в городе/ просить о помощи/ формулировать запрос и реагировать на него. 3.На вокзале/ в аэропорту: формулировать устный запрос на стойке информации на вокзале/ в аэропорту; сигнализировать проблему и просить о помощи/ формулировать запрос и реагировать на него.
  • Раздел 11 Клиент всегда прав
    1. В службе сервиса: вести диалог в службе сервиса (в том числе и по телефону), описывая свою проблему. 2.Телефонные сообщения служб сервиса. Автоответчик: формулировать сообщение на автоответчике; формулировать свою просьбу/ желание в соответствии с заданной ситуацией; формулировать краткие информативные сообщения делового характера.
  • Раздел 12 Здоровье
    1. Части тела, болезни и их симптомы: называть части тела, описывать симптомы болезни, боли; описывать внешний вид и состояние здоровья других людей. 2. Советы при плохом самочувствии: давать краткие советы и рекомендации по лечению. 3. Запись к врачу: вести краткие телефонные разговоры с врачом/ администратором в больнице; согласовывать дату визита к врачу, отменять и переносить свой визит. 4.Здоровый образ жизни: обсуждать пользу и вред для здоровья, выражать и аргументировать свои предпочтения; давать советы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа с ответом в письменной / устной форме
    За 1 модуль выполняется 5 работ с ответом в письменной форме и 1 работа по 1 разделу из содержательной части дисциплины с ответом в устной форме. Средневзвешенное всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О сам.работа.
  • неблокирующий Индивидуальная дистанционная работа с ответом в письменной /устной форме форме
    Дистанционные проверочные задания / тесты для индивидуального выполнения с ответом в письменной форме, до 40 минут,за 1 модуль выполняется 5-7 работ. Дистанционные проектные задания с ответом в устной форме. Средневзешенное всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О аудиторная
  • неблокирующий Тест/ контрольная работа в дистанционном формате
    ест проводится онлайн для всего курса в синхронном формате по группам под руководством преподавателя каждой группы на платформе ZOOM (https://zoom.us/) с внесением ответов в LMS HSE (https://lms.hse.ru/). Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к сети интернет, поддержка ZOOM. Для участия в элементе контроля студент обязан: в день теста провести контроль всех технических устройств: микрофона, камеры, компьютера, подключения к сети интернет, в обязательном порядке провести тестирование flash player (см. инструкции из памятки по работе с ЛМС), включить камеру и отключить микрофон. Тест состоит из отдельных блоков в целях минимизации потерь данных после аудирования и будет открываться по графику, высланному старшим преподавателем на корпоративные почты студентов накануне тестирования. На вход в каждый блок у студента будет от 3 до 5 минут. Допуск к выполнению теста после закрытия входа в соответствии с графиком ЗАПРЕЩЕН. Во время проведения элемента контроля студентам ЗАПРЕЩЕНО: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться в социальных сетях, пользоваться электронными переводчиками и другими электронными средствами коммуникации, общаться с другими людьми, находящимися в момент проведения теста рядом с ними. Кратковременным нарушением связи во время элемента контроля считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время элемента контроля считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в элементе контроля. В случае возникновения любой проблемы во время выполнения теста, студент обязан немедленно сделать скриншот, на котором будет виден ВЕСЬ экран устройства, включая отметку времени на компьютере, и связаться со своим преподавателем в чате ZOOM, приложив скрин. Одна работа по 1 разделу из содержательной части дисциплины. Сумма всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О аудиторная.
  • неблокирующий Контроль монологической речи в дистанционном формате
    Контроль проводится онлайн в синхронном формате по группам под руководством преподавателя каждой группы на платформе ZOOM (https://zoom.us/) по расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к сети интернет, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться в социальных сетях, пользоваться электронными переводчиками и другими электронными средствами коммуникации, общаться с другими людьми, находящимися в момент проведения теста рядом с ними. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий. В случае возникновения любой проблемы во время выполнения теста, студент обязан немедленно сделать скриншот, на котором будет виден ВЕСЬ экран устройства, включая отметку времени на компьютере, и связаться со своим преподавателем в чате ZOOM, приложив скрин. При проведении устных элементов контроля и их пересдач в целях обеспечения прозрачности и облегчения деятельности апелляционных инстанций организуется аудио- или видеозапись. Запись осуществляется преподавателем, проводящим элемент контроля. Преподаватель уведомляет студентов о проведении аудио- или видеозаписи до начала проведения Элемента контроля. В течение двух рабочих дней после завершения аудио- или видеозаписи файлы передаются в учебный офис образовательной программы, на которой обучается студент.
  • неблокирующий Контроль диалогической речи в дистанционном формате
    Контроль проводится онлайн в синхронном формате по группам под руководством преподавателя каждой группы на платформе ZOOM (https://zoom.us/) по расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к сети интернет, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться в социальных сетях, пользоваться электронными переводчиками и другими электронными средствами коммуникации, общаться с другими людьми, находящимися в момент проведения теста рядом с ними. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий. В случае возникновения любой проблемы во время выполнения теста, студент обязан немедленно сделать скриншот, на котором будет виден ВЕСЬ экран устройства, включая отметку времени на компьютере, и связаться со своим преподавателем в чате ZOOM, приложив скрин. При проведении устных элементов контроля и их пересдач в целях обеспечения прозрачности и облегчения деятельности апелляционных инстанций организуется аудио- или видеозапись. Запись осуществляется преподавателем, проводящим элемент контроля. Преподаватель уведомляет студентов о проведении аудио- или видеозаписи до начала проведения Элемента контроля. В течение двух рабочих дней после завершения аудио- или видеозаписи файлы передаются в учебный офис образовательной программы, на которой обучается студент.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* Описьм экзамен + k4*Омонолог + k5*Одиалог, где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2,. k4 = 0,1, k5 = 0,1. О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О письм экзамен.=оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контрольную экзаменационную работу с ответом в письменной форме. О монолог = средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль монологической речи на экзамене Одиалог= средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль диалогической речи на экзамене.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* Описьм экзамен + k4*Омонолог + k5*Одиалог, где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2,. k4 = 0,1, k5 = 0,1. О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О письм экзамен.=оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контрольную экзаменационную работу с ответом в письменной форме. О монолог = средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль монологической речи на экзамене Одиалог= средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль диалогической речи на экзамене. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки и проведения пересдачи промежуточная оценка по дисциплине Опромеж. выводится по первоначальной формуле, но с учетом новых оценок по пересданным элементам. Оценки по элементам контроля, не подлежащим пересдаче Оаудиторная и Осам. работа остаются прежними и входят в формулу с изначально объявленным весом.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зимина Л. И., Мирославская И. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК (A1–A2) 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-08608-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-a1-a2-425838
  • Ивлева Г. Г. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-534-08697-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-432182

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Заславская, Т.Г. Немецкий язык. Грамматика, лексика, чтение, коммуникация : учебное пособие / Т. Г. Заславская, М. А. Кручинина. — [2-е изд., исправл.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 512 с. - ISBN 978-5-9925-1053-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048198
  • Катаева А. Г., Катаев С. Д., Гандельман В. А. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ + АУДИОМАТЕРИАЛЫ В ЭБС 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 269с. - ISBN: 978-5-534-01265-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-dlya-gumanitarnyh-vuzov-audiomaterialy-v-ebs-431924
  • Немецкий язык: Учебное пособие / Аверина А.В., Шипова И.А. - М.:МПГУ, 2014. - 144 с.: ISBN 978-5-4263-0182-5
  • Смирнова Т. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. DEUTSCH MIT LUST UND LIEBE. ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 312с. - ISBN: 978-5-534-00833-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-deutsch-mit-lust-und-liebe-intensivnyy-kurs-dlya-nachinayuschih-437156
  • Тагиль, И.П. Немецкий язык. Тематический справочник / И. П. Тагиль. — [4-е изд., испр., перераб. и доп.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 416 с. - ISBN 978-5-9925-1070-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048210