• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительно-историческое языкознание

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса студенты знакомятся с аппаратом исторического и сравнительно-исторического языкознания, с методами, используемыми современной лингвистикой при изучении языковых изменений, с основной современной научной литературой по теме, а также с избранными классическими текстами лингвистов XIX – первой половины XX веков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о задачах, которые решает историческое языкознание (и лингвистическая компаративистика как его раздел), о его методах и о месте этой дисциплины в современном языкознании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен анализировать научную литературу и литературу по специальности
  • Студент владеет теоретической базой курса (проблематика исторического и сравнительно-исторического языкознания)
  • Студент качественно выполняет практические задания по анализу конкретных языковых явлений, адекватно представляет результаты исследования и общие выводы
  • Студент способен адекватно оценивать языковой материал, анализировать конкретный языковой материал
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.(1)
    Предмет исторического и сравнительно-исторического языкознания. Становление исторического подхода к языку. Возникновение исторического языкознания как лингвистической субдисциплины. Материал и методы, используемые историческим языкознанием.
  • Сравнительно-историческое языкознание
    Его методические принципы. Краткий обзор современного состояния индоевропеистики. Глоттохронология. Проблемы дальней реконструкции.
  • Звуковые изменения. (2)
    Типы звуковых изменений. Звуковые изменения в структуралистских, генеративистских и постгенеративистских теориях.
  • Грамматические изменения(3)
    Аналогия, реанализ, грамматикализация.
  • Лексические изменения.
    Основные типы. Предпосылки.
  • Возникновение и распространение языковых изменений.
    Внутренние и внешние факторы, влияющие на возникновение языковых изменений. Генетический и ареальный аспекты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Работа на занятиях
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий, а также перевод материалов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. На написание контрольной работы отводится 80 минут. Разрешается пользоваться словарем. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    "Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 5 тысяч слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. "
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.32 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.08 * Работа на занятиях + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Категория числа в славянских языках (историко-семантическое исследование): монография / Дегтярев В. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014. - 344 с. ISBN 978-5-9275-1249-2 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/552334
  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Joseph, B. D., & Janda, R. D. (2003). The Handbook of Historical Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=90396
  • Klein, J. S., Joseph, B. D., Fritz, M., & Wenthe, M. (2017). Handbook of Comparative and Historical Indo-European Linguistics : An International Handbook. De Gruyter Mouton.