• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Дискурсивный анализ

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Дискурсивный анализ" предусматривает в равной мере и знакомство с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа как подхода к трактовке наблюдаемых языковых явлений (в том числе – через знакомство с конкретными исследованиями), и овладение практическими навыками лингвистических дискурсивных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является знакомство студентов с дискурсивным анализом как самым молодым уровневым разделом лингвистики (с историей этой мозаичной дисциплины и её современным состоянием; с наиболее влиятельными направлениями в её составе; с именами и работами крупнейших учёных-дискурсологов; с аналитическими подходами к объекту исследования – тексту, понимаемому как результат динамического процесса языковой деятельности, вписанного в её социальный контекст).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с лингвистической трактовкой термина «дискурс»; с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа; ориентируется в направлениях изучения дискурса; знает имена ведущих учёных, связанные с конкретными направлениями; понимает, в чём заключаются и чем обусловлены основные различия между письменным и устным дискурсом.
  • Студент знаком с основными подходами к выделению жанров; имеет представления об особенностях структуры компьютерно-опосредованных дискурсов разных видов и об особенностях управлениях взаимодействием.
  • Студент знаком с подходами к моделированию текстовой связности и умеет применять эти знания при анализе дискурсов разного типа.
  • Студент знаком с принципами выделения важнейших компонентов коммуникативной структуры высказывания и умеет применять эти знания при анализе звукозаписей и транскриптов устной коммуникации.
  • Студент ориентируется в основных экспериментальных методиках извлечения монологов и диалогов и понимает, какие исследовательские задачи можно решать, применяя эти методики.
  • Студент знаком с различными подходами к задаче членения дискурса на минимальные единицы. Студент умеет применять эти знания на практике, создавая расшифровки звукозаписей устной коммуникации.
  • Студент знаком с влиятельными форматами дискурсивной транскрипции; наборами явлений, отображаемых в транскриптах; основными чертами, объединяющими самые распространённые форматы. Студент умеет применять эти знания на практике (т.е. при расшифровке звукозаписей устной коммуникации).
  • Студент ориентируется в современных направлениях дискурсивного анализа, способен к самостоятельному поиску и реферированию научной литературы по этой тематике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение.
    Понятие «дискурс»: основные трактовки. Направления изучения дискурса. Дискурс в уровневой модели языка. Изучение дискурса и лингвистический функционализм. Модусы и субмодусы дискурса. Письменный и устный дискурс.
  • Тема 2. Регистры, жанры дискурса.
    Подходы к выделению жанров. Компьютерный анализ жанра. Электронный дискурс и компьютерно-опосредованная коммуникация.
  • Тема 3. Макроструктура дискурса.
    Средства организации членения и связности. Моделирование текстовой связности. Содержательная связность и структурная связность. Референция и референциальный выбор. Средства лексической когезии (повтор, синонимия и др.). Субституция и эллипсис. Морфосинтаксические средства связности. Дискурсивные маркеры.
  • Тема 4. Коммуникативная структура высказывания.
    Линейно-акцентная структура высказывания, коммуникативно релевантные компоненты предложения. Топик и фокус. Эмфаза. Контраст.
  • Тема 5. Экспериментальный анализ дискурса.
    Методы извлечения монологов и диалогов.
  • Тема 6. Микроструктура дискурса.
    Проблема выделения минимальной единицы дискурса. Локальная структура русского устного дискурса в корпусе «Рассказы о сновидениях».
  • Тема 7. Дискурсивная транскрипция.
    Разновидности дискурсивной транскрипции. Инструменты транскрибирования.
  • Тема 8. Некоторые частные направления дискурсивного анализа.
    Конверсационный анализ. Дискурс и власть. Критический дискурс-анализ. Мужская и женская речь.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и проверяет усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 1 тыс слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится без прокторинга в устной форме с использованием заранее выданных билетов, включающих 21 вопрос. Формат экзамена предусматривает возможность задать студенту дополнительные вопросы в рамках пройденного материала курса, в том числе направленные на проверку понимания сказанного им в ходе ответа. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные адреса студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие работающей камеры, наличие работающего микрофона, установленное ПО (Skype). Для участия в экзамене студент обязан: зарегистрировать свой аккаунт в Skype с использованием ПОЛНЫХ имени и фамилии в кириллице или латинице (например: Иван Иванов, Ivan Ivanoff), поставить на аватар свою фотографию; явиться на экзамен точно по расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи длиной до 1 минуты включительно. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи длиной более 1 минуты, ведущее к отключению от видеоконференции (и, соответственно, отсутствию визуального и аудиального контакта со студентом). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи, проводится в устной форме, но подразумевает использование более сложных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Домашние задания + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An Empirical Study of Multichannel Communication: Russian Pear Chats and Stories ; Эмпирическое исследование мультиканальной коммуникации: русские рассказы и разговоры о грушах. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69A25299
  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • Biber, D., & Conrad, S. (2009). Register, Genre, and Style. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304421
  • Handford, M., & Gee, J. P. (2012). The Routledge Handbook of Discourse Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444001
  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110
  • Wichmann, A., Dehé, N., & Barth-Weingarten, D. (2009). Where Prosody Meets Pragmatics: Vol. 1st ed. Brill.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Biber, D., Csomay, E., & Cortes, V. (2015). Corpus-based Research in Applied Linguistics : Studies in Honor of Doug Biber. John Benjamins Publishing Company.
  • Gernsbacher, M. A., & Givón, T. (1995). Coherence in Spontaneous Text. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=395291
  • Jenks, C. J. (2011). Transcribing Talk and Interaction : Issues in the Representation of Communication Data. John Benjamins Publishing Company.
  • Kibrik, A. A., Khudyakova, M. V., Dobrov, G. B., Linnik, A., & Zalmanov, D. A. (2016). Referential Choice. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1C2CCA0