• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Теория и типология мирового фольклора

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель


Богданов Константин Анатольевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и типология фольклора» знакомит слушателей с классическими и новейшими подходами в фольклористике и дает инструменты для критического осмысления проблем этой научной дисциплины. Фольклор – пространство культуры, в котором сосуществуют разноплановые явления: архические мифы и ритуалы, прозаические и поэтические жанры, заговоры и дидактические наставления, скорбные и комические тексты, суеверия и приметы, опыт коллективной традиции и прецеденты текущей повседневности: мемы и значимые образы массовой культуры, осложняющие традиционный фольклор новыми коллективно важными смыслами. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо ориентироваться в истории научных подходов к тому, что позволяет классифицировать фольклор с разных точек зрения как формального, так и содержательного свойства. Это именно тот случай, когда объект фольклористики – сколь бы широким он сегодня ни представлялся – непосредственно связан с теоретической оптикой его исследователей. Главный вопрос курса заключается в том, что считать фольклорной традицией и каким образом она себя обнаруживает. В ходе курса, включающего в себя лекции и семинарские занятия, студентам предлагается испытать себя в роли исследователей, интересующихся взаимосвязями коллективного и индивидуального, традиционного и инновативного в культуре и социальной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о фольклоре
  • Формирование навыков применения теоретических знаний к анализу фольклора, массовых текстов и символических практик
  • Формирование представления о жанрах фольклора, о его связи с ментальностью, культурной историей и социальным порядком
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет предмет фольклористики и круг рассматриваемых в ней проблем. Описывает и оценивает взаимодействие фольклористики со смежными дисциплинами. Перечисляет фольклорные жанры. Определяет оппозиции коллективного и индивидуального, устойчивого и вариативного. Дает определение синкретизма.
  • Воспроизводит типологию магико-ритуальных форм и рассуждает о социальной и мировоззренческой природе магии. Изд=лагает принципы подобия и пратиципации, магического этикета, его временной и пространственной обусловленности.
  • Называет и разъясняет календарные обрядах в их связи с ритуальным фольклором. Различает циклическое и векторное время, описывает специфику традиционного календаря, разбирает ритуальные предикаты фольклора.
  • Описывает особенности обрядов жизненного цикла, половозрастную структуру традиционного общества и структуру переходного обряда, обрядов посвящения. Дает определения понятиям "лиминальность" и "коммунитас" и указывает на актуальность этих категорий в современном социокультурном устройстве.
  • Разбирается в традиционных представлениях о смерти, загробном мире, душах и их отражении, культе мертвых в похоронной и календарной обрядности и фольклорном нарративе. Дает описание жанра "причитания".
  • Анализирует параметры мифологического мышления на примерах мифического и архетипического нарратива, согласно теории «основного мифа». Объясняет различие между мифом и сказкой и мировоззренческие основы сказочной прозы, излагает особенности истории собирания и изучения сказок.
  • Ориентируется в сказочных жанрах и описывает структуру волшебной сказки, идентифицирует формулы сказки. Дает определение трикстера в фольклоре.
  • Имеет представление о функциях и формах устной прозы в системе культуры. Дает обоснование «низшей мифологии» в фольклористике, называет типы исторических преданий и иных устных повествовательных форм.
  • Воспроизводит ход становления эпических традиций, анализирует поэтику эпоса, русских былин. Объясняет принцип действия "эпической формулы" и закон хронологической несовместимости.
  • Очерчивает суть балладного конфликта и балладной топики, приводит примеры тем и сюжетов славянских баллад. Объясняет различие между балладой и эпосом и принцип мелодраматической модальности.
  • Описывает принципы классификации фольклорной лирики, обрисовывает особенности ее поэтики и выявляет специфику лирического сюжета в народной песне на конкретном примере.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фольклор как предмет филологической науки
    Фольклор как предмет филологической науки. Фольклористика и смежные дисциплины: эт-нография, культурная антропология, этнолингвистика. Функции фольклора в системе социальной практики. Понятие жанра в фольклоре: поэтика, семантика и прагматика; характеристика существую-щей классификации фольклорных жанров. Специфика фольклора. Коллективное и индивидуальное начало, устойчивость и вариативность, понятие традиционности, способ бытования. Проблема син-кретизма. Фольклор в отношении к представлениям и верованиям. Взаимоотношение фольклора и литературы.
  • Понятие ритуала
    Понятие ритуала. Типология магико-ритуальных форм. Социальная и мировоззренческая природа магии. Принципы подобия и пратиципации. Коммуникативная природа магии. Виды маги-ческого этикета, его временная и пространственная обусловленность. Оберег, его вербальные и не-вербальные формы. Заговор: единство слова, действия и предмета в магической деятельности. Структура традиционного заговорного текста, его образы.
  • Календарные обряды и ритуальный фольклор
    Календарные обряды и ритуальный фольклор. Понятие иерофании и иеротопии в работах Мирча Элиаде и Роже Кайуа. Циклическое и векторное время. Основные черты традиционного календаря: солнечный и лунный циклы в календарной обрядности народов Европы. Ритуальные темы и предикаты: культ мертвых, культ растений, трапезы, праздничные миграции, травестия, шествия, жертвы и дары.
  • Обряды жизненного цикла
    Обряды жизненного цикла. Половозрастная структура традиционного общества. Структура переходного обряда. Лиминальность. Социальный и биологический возраст: возрастные кризисы и обряды посвящения. Понятие коммунитас. Формы коммунитас в традиционных и современных обществах.
  • Традиционные представления о смерти, загробном мире, душе и их отражения в похоронном обряде и фольклорном нарративе
    Традиционные представления о смерти, загробном мире, душе и их отражения в похоронном обряде и фольклорном нарративе. Культ мертвых в похоронной и календарной обрядности. Похоронный обряд. Структура и ход обряда. Жанр причитаний: литературные памятники и живые традиции. Традиционное и импровизационное начало в плачах. Поэтика причитаний. Язык мертвых.
  • Мифы и сказки
    Мифы и сказки. Миф: язык, речь и личностная форма. Мифологическое мышление, мифические нарративы и теория "основного мифа". Мифы и архетипы. Мировоззренческие основы сказочной прозы: сказка и действительность. История собирания и изучения сказок. Указатели сказочных сюжетов. Сказка как речевой жанр.
  • Сказочные жанры
    Сказка. Классификация сказочных жанров, предложенная В. Я. Проппом. Другие подходы к жанру сказки: работы А. Н. Никифорова, Н. М. Герасимовой, Е.С.Новик. Типо-логия мотива и морфология текста. Сказочные жанры. Волшебная сказка: общая характеристика, основные сюжеты, морфоло-гия, состав персонажей. Формулы волшебной сказки. Сказки о животных: основные сюжеты, персонажи. композиция. Зоо- и орнитоморфные мета-форы в мировом искусстве. Бытовая или сатирическая сказка: сюжетные типы, характеристика. Роль трикстера. Вопрос о ее происхождении. Новеллистические сказки.
  • Устные нарративы
    Устные нарративы. Функции устной прозы в системе культуры. Формы бытования: меморат, фабулат, свидетельство. Мифологическое представление, мифологический рассказ и понятие «низ-шей мифологии» в фольклористике. Демоны границ. Исторические предания, их основные типы. Предания в составе древних летописей и хроник. Предания и категория истории. Понятие медленного времени. Легенда: проблемы происхождения, формы бытования, функции. Легенда и религиозные практики.
  • Эпические традиции, история становления понятия
    Эпические традиции, история становления понятия. Эпические памятники и живые эпические традиции. Эподы. Поэтика эпоса: пространство, время, былинные герои, характер конфликта, эпи-ческий язык. Закон хронологической несовместимости. Русские былины.
  • Фольклорные баллады
    Фольклорные баллады. Балладный конфликт и балладная топика. Темы и сюжеты славянских народных баллад. Старая баллада и эпос. Лирическое и эпическое начало в балладном жанре. новая баллада и жестокий романс. Понятие мелодраматической модальности.
  • Фольклорная лирика
    Фольклорная лирика. Принципы классификации. Проблема лирического сюжета в народной песне и проблема целостности традиционного текста. Поэтика фольклорной лирики: эпитеты, психологический параллелизм, метафора, композиционные особенности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен(эссе)
    "Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 3-4 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. "
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.32 * Аудиторная работа + 0.48 * Презентация + 0.2 * Экзамен(эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Погребная Я.В. - Актуальные проблемы современной мифопоэтики: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 322с. - ISBN: 978-5-9765-1135-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/79270
  • Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки : монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 202 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/3777. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772494
  • составитель А. Т. Хроленко - Язык фольклора: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 224с. - ISBN: 978-5-89349-706-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109606

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Хангалов М.Н. - Балаганский сборник: сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят - Издательство "Лань" - 2014 - 291с. - ISBN: 978-5-507-40945-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/52789