• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

История мировой литературы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "История мировой литературы" знакомит студентов с историческими и типологическими аспектами литературных жанров и форм. Студенты приобретают первые навыки литературоведческого анализа текстов, представляющих различные этапы становления Западной литературной традиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с репрезентативной выборкой наиболее значимых произведений мирового словесного творчества
  • Получение представления об исторических и типологических аспектах литературных жанров и форм
  • Приобретение навыков анализа литературных текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Представляет наиболее значимые произведениях мировой литературы от античности до современности. Понимает особенности эволюции драмы.
  • Анализирует наиболее значимых лирических жанрах европейской литературы. Способен проанализировать лирическое произведение, исходя из его жанровых особенностей.
  • Высказывает обоснованные суждения о наиболее значимых эпических произведениях мировой литературы от античности до Нового времени. Знает и может обрисовать основные особенности эпических произведений.
  • Представляет и анализирует наиболее значимые романы мировой литературы от античности до рубежа XX-XXI вв. века. Понимает особенности эволюции романного жанра. Способен проводить сопоставительный анализ прочитанных текстов различных жанрово-тематических модификаций романа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Драма
    Раздел 1: Вводная лекция. Мировая литература как предмет изучения. Понятие мировой литературы. Цели и задачи курса. Проблема жанров: эпос, лирика, драма роман, Понятие трагического. Раздел 2: Трагедия и трагическое. Аттическая драма и древнегреческий полис. Категории трагического сюжетосложения, особенности трагического конфликта. Трагический герой и его трансформации. Трагедия и риторика. Раздел 3: Аттическая комедия и ее влияние. Принципы комического. Разновидности комического. Анри Бергсон как теоретик комического. Комедия и трагедия. Классицистическая комедия. Раздел 4: Шекспировская трагедия. Особенности шекспировской драмы. Драма и история. Гамлет как новый человек. Трагический человек на новый манер и новое понимание трагического. Гамлет в истории. Раздел 5: Испанская драма и интеллектуальные вызовы Нового времени. Драматургия испанского барокко. Золотая эпоха испанской драматургии. Особенности жанра «комедия» в испанской эстетике. Жанр «ауто». Драматургия и философия. Иезуитский театр Раздел 6: Театр эпохи классицизма. Французский классицизм. Появление нормативной эстетики и идея классики. Театр по правилам. Аристократия и трагическое мировоззрение. Сюжетосложение классической трагедии. Театр страсти Расина. Раздел 7: Буржуазная драма и литературный реализм. Феномен буржуазной драмы. Буржуазные добродетели на сцене жизни. Герои и коллизии буржуазного театра. Образ женщины в буржуазной драме. Островский и Ибсен Раздел 8: Экзистенциализм и театр абсурда. Послевоенный театр. Философия абсурда и философский экзистенциализм. Драмы разочарования. Абсурдистский театр: Бекет-Ионеско-Жене. Пустые небеса, или кто такой Годо?
  • Лирика
    Раздел 1: Лирика в системе литературных жанров. Поэтическая функция языка. Стих и проза. Стих и язык. Отличия стиха от прозы. Поэтическая функция языка. Поэзия в ряду языков духовной культуры. Принципы анализа поэтического текста. Раздел 2: Античная лирика как система. Античная лирика как система. Роль античной системы жанров и топики для развития европейской и русской поэзии. Хоровая и сольная лирика. Ода (Пиндар) и индивидуальная лирика (Сапфо, Анакреонт) и их позднейшие рефлексы. Композиция и риторика. Раздел 3: Гораций и переизобретение лирики. «Ода горацианская». «Beatus ille...» и понятие топоса. Горацианские топосы в европейской традиции: прославление поэта, “золотая середина”, “carpe diem”, “похвала сельской жизни”. Раздел 4: Лирика как воплощение индивидуальности: романтическая элегия. Эмоции и поэтический язык. Переживание природы и современного человека в зеркале романтической поэзии. Раздел 5: Лирика и современность. Город, деревня, общественные вызовы XIX века. Социальная поэзия. Поэзия города. Новые темы и трансформации поэтического языка. Современный город и современный человек в русской и европейской поэзии второй половины XIX - начала XX века. Раздел 6: Лирика в эпоху модернизма. Авторское мифотворчество и жизнестроительство. Слово и культура в поэтике русского и европейского модернизма. “Семантическая поэтика” Мандельштама и Ахматовой. Бродский и англоязычная модернистская поэзия. Раздел 7: Авангард, постмодернизм и поэтическая традиция. Как читать современную поэзию? Как устроен современный поэтический текст?
  • Эпос
    Раздел 1: Устный эпос. Типология устного эпоса. Сюжеты, темы, формульные системы. Фигура сказителя и особенности сказительского мастерства. Раздел 2: Гомер и гомеровский вопрос. Структура эпического образа. Эпический нарратив. Раздел 3: Авторский эпос. Художественные особенности «Энеиды» Вергилия. Послевергилиевская эпическая поэма: художественные особенности «Фарсалии» Лукана и «Фиваиды» Стация. Раздел 4: «Божественная комедия» Данте. Композиция «Божественной комедии». Фантастическое, драматическое и религиозное в «Божественной комедии». Раздел 5: Германский эпос: «Песнь о Нибелунгах», «Старшая Эдда», «Младшая Эдда» Эпические особенности германского эпоса. Сага как эпический жанр. Раздел 6: Древнеанглийская эпическая традиция. «Беовульф» и героические элегии. Историческая память о героическом прошлом. Формульные приемы воплощения характерных мотивов древнеанглийской литературы. Раздел 7: Формы средневекового романского эпоса: «Песнь о Роланде» Феномен рыцарства и его отражение в «Песне и Роланде». Chanson de geste как жанр французской средневековой литературы и циклизация эпических поэм. Испанский эпос: «Песнь о моем Сиде». Раздел 8: Дж. Мильтон «Потерянный рай». Трансформация эпоса в новое время. Идея национального эпоса. Библейские, античные и ренессансные источники в поэмах Мильтона.
  • Роман
    Раздел 1: Роман. Жанр романа и его статус среди родов литературы. Жизнь человека как литературная и нарративная проблема. Генезис романа, от античности до средневековья и к Новому времени. Как изучать роман и что мы должны получить в конце? Раздел 2: Явление героя: Фауст и Дон Кихот. Трансформации героя романа в Начале нового времени. Лукач и Бахтин о романе. Сюжет-фабула и сюжет ситуации. Античная и средневековая традиция в романе Сервантеса «Дон-Кихот». История Фауста и его романная судьба. Раздел 3: Поэтика романа в письмах. Письмо как культурный феномен. Специфика письма как коммуникативного жанра. Письма, публичная и приватная сфер в XVIII веке. Феномен чтения в XVIII веке и роман в письмах. Роман в письмах в Европе и России. Раздел 4: Буржуазный роман и его герои Понятие буржуа и буржуазной литературы. Герой романа: основные характеристика (характер, взгляды, карьера). Специфика русского романа Раздел 5. Женщина и ее роман. Образ женщины в романе: античность, средневековье, новое время. Образ женщины в буржуазную эпоху и культ нуклеарной семейственности. Феминизм и новая интеллектуальная и идеологическая повестка XIX века. В поисках справедливого мироустройства: утопия и реальность. Роман о женщине: русская версия. Раздел 6: Абсурд в литературе и кафкианский роман. Послевоенный театр. Философия абсурда и философский экзистенциализм в литературе. Кафка как протоабсурдная литература. Написал ли Кафка хоты бы один роман? Особенности литературной техники Кафки. Раздел 7: «Новый роман» как антироман: техники и приемы. Новый роман (roman nouveau) в теории и на практике (1940е-60е гг.): А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Дюррас, М. Бютор, К. Симон; Ж. Рикарду как теоретик нового романа. Новый роман как «антироман» (Сартр) на примере романов А. Роб-Грийе. Особенности стиля и повествования. Визуальность, шозизм, материальность языка. Что отличает новый роман от модернистского романа? Раздел 8: От «нового романа» к постмодернистскому мета-роману. Что такое модернистский роман: традиция и эксперимент, формализм, повествовательные техники, «поток сознания» и др. Особенности наррации и фокализации: разные способы рассказывания одной и той же истории. Категория времени. Структура, сквозные темы и символы и их организация в художественном пространстве романа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое эссе
    "Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Работу можно пересдать в течение дополнительной сессии, если за нее получена неудовлетворительная оценка. Блокирующей является оценка 0 («ноль») за экзамен, полученная из-за наличия плагиата в экзаменационной работе. В последнем случае в период дополнительной сессии студент пишет и сдает на проверку другое финальное эссе по курсу на другую тему, предварительно согласовав ее с ведущим преподавателем. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. "
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории, разбивается на 2 варианта и состоит из небольших вопросов, ответы на которые оцениваются разным количеством баллов. Максимальное количество баллов – 10. Вопросы проверяют усвоение материала лекций и семинаров. Вы не можете пользоваться материалами лекций и другими источниками.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение предложенных вопросов, которые соотносятся с темами курса и материалами лекционных занятий. Обязательным условием получения высокого балла по этой компоненте является участие в устном обсуждении на семинаре.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговое эссе + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Презентация + 0.2 * Работа на семинаре
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Итоговое эссе + 0.15 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация + 0.2 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.15 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гиленсон Б.А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 677с. - ISBN: 978-5-9916-6883-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-ot-antichnosti-do-serediny-xix-veka-v-2-t-389867
  • Древнегреческая драма классического периода: Учебное пособие / Гиленсон Б.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-012027-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550212
  • Памятники книжного эпоса Запада и Востока : коллективная монография / сост. и ред. С.Ю. Неклюдов, Н.В. Петров ; сост. указ. С.С. Макаров. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 482 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_59350add27ea25.47757392. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/858732

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тронский И. М. - ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 564с. - ISBN: 978-5-534-11268-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-antichnoy-literatury-445282
  • Шекспир У. ; пер. Кузмин М. А. - ТРАГЕДИЯ О КОРОЛЕ ЛИРЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-12099-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tragediya-o-korole-lire-446811