• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Вопросы русской литературы и культуры"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен знакомству студентов с авторитетными и актуальными подходами к изучению русской литературы и культуры XVIII–XIX вв., рассмотрению ряда показательных кейсов, а также выработке и закреплению профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение базовыми методами академического исследования на материале истории русской литературы XVIII – ХIХ вв.. рассматриваемой в широком культурном контексте.
  • Формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социокультурной ситуацией
  • Выработка основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.
  • Освоение навыков историко-литературного комментирования художественного текст
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые этапы развития и основные имена русской литературы XVIII – XIX вв.
  • Знает основные принципы историко-литературного комментария
  • Знает основные принципы структуралистского подхода, базовые работы Тартуско-московской школы по истории и типологии русской литературы и культуры
  • Владеет базовыми навыками количественного анализа текста
  • Знает базовые положения рецептивной эстетики, принципы изучения литературных репутаций
  • Имеет навыки библиографического поиска
  • Владеет первичными навыками самостоятельного научного исследования
  • Знает основные отечественные и зарубежные базы данных и электронные библиотеки по истории русской литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение русской литературы и культуры XVIII – XIX веков.
    Исторический и литературный контекст. Основные события и имена. Актуальные филологические подходы к материалу эпохи
  • Что такое комментарий? Типы комментария. Разные комментаторские подходы к анализу текста.
    Цели и задачи комментария, его основные функции. Основные вопросы комментария. Особенности историко-литературного комментария. Реальный и биографический комментарий. Соотношение комментирования и интерпретации. Разные подходы к комментарию.
  • Структурализм как научная парадигма: основные характеристики.
    Истоки структурализма: лингвистика и ее достижения. Тартуско-московская семиотическая школа и его наследие.
  • Точные методы в применении к истории русской литературы и культуры.
    Подходы и проблемы, возможности и ограничения. Развитие точных методов в 2010-е гг. и digital humanities.
  • Рецептивная эстетика и история чтения.
    Литературные репутации.
  • Основные библиографические ресурсы по истории русской классической литературы. Библиотеки, архивы, каталоги, базы данных.
    Основные библиографические ресурсы по русской литературе. Где и как искать информацию?
  • Принципы индивидуальной научной работы.
    Проблемы выбора материала и стратегии исследования. Инструменты работы с библиографией. Структура курсовой работы. Методы презентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе семинара
    На каждом из занятий семинара учитывается любое выступление (в т. ч. серия выступлений, несколько выступлений) студента(ки) с места в связи с работой над обсуждаемым материалом и/или методом в течение одного занятия. Задание: Ознакомьтесь с вопросами (темой) для обсуждения, будьте готовы к устному аргументированному ответу. На выполнение задания у вас есть 10 минут. При необходимости пользуйтесь лекционными материалами.
  • неблокирующий Реферативный доклад
    Устное сообщение. Длительность сообщения - 7-10 минут. Тема выбирается студентом из предложенного списка. При пропуске докладов по уважительной причине и отсутствии этого компонента оценки студент может получить индивидуальное задание для отработки в период экзаменационной сессии.
  • блокирующий Итоговая письменная работа
    Итоговая работа по НИСу представляет собой анализ или комментаторский разбор поэтического или прозаического текста, связанного с темой курсовой работы конкретного студента. Объем письменной работы – 10000–15000 знаков. В итоговой письменной работе не допускается плагиат (некорректное заимствование) в любом объеме и форме. При выявлении плагиата работа получает 0 баллов. Оценка считается блокирующей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Итоговая письменная работа + 0.4 * Реферативный доклад + 0.2 * Участие в работе семинара
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Есин А.Б. — Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - ISBN: 978-5-89349-088-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/3767
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; Под общ. ред. Красовского В.Е.-РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-650-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-10656-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-430987

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русская литература и культура XIX века : учебное пособие / Акимова Н.Н. под ред. и др. — Москва : КноРус, 2018. — 398 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-06137-4. — URL: https://book.ru/book/926341 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Суренская, М. (2010). Ю.М. Лотман О Бытовом Поведении В Русской Культуре Xviii В. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3896D3B