• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Социолингвистика российского города"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов первого года обучения в бакалавриате, обозревает разнообразие данных, используемых в современной лингвистике, и способствует выработке профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы в области изучения многоязычия и вариантов русского языка в российском городе. Курс предполагает расширение представлений студентов о функционировании языка в современной городской среде. В рамках научно-исследовательского семинара будет предложено изучить отдельные аспекты лексики и грамматики, характерные для носителей из определенных социальных или возрастных групп, а также для территориальных городских разновидностей, возникающих в регионах тесного языкового контакта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с социолингвистическими подходами к многоязычию современного города;
  • Овладение основными методами исследовательской работы с многоязычными группами или социальными вариантами в русском языке;
  • Приобретение опыта исследования вариантов русского языка в городе.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеет основными методами сбора и анализа социолингвистических данных.
  • Понимает роль переменных в социолингвистическом исследовании. Называет основные социолингвистические переменные.
  • Может перечислить основные подходы к изучению языковых контактов, характеризует особенности языковых контактов в городе.
  • Может сформулировать гипотезу о социальном или диалектном различии и сформировать запросы, позволяющие проверить эту гипотезу на данных российского города
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы социолингвистики
    Как собрать и проанализировать данные для социолингвистического проекта
  • Понятие переменных в социолингвистике
    Пол, возраст, статус. Планирование экспериментов с разными вариациями.
  • Языковые контакты
    Подходы к изучению языковых контактов. Особенности языковых контактов в городе
  • Социальная вариативность русского языка
    Понятие социальной вариативности. Подходы к изучению социальной вариативности. Основные исследования в данной области. Влияние социальной вариативности на построение социолингвистического исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в форме представления результатов работы по коллективному исследовательскому проекту. Длительность сообщения – 7-10 минут. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Block, D. (2006). Multilingual Identities in a Global City : London Stories. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=159178
  • Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В.-СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В МИРЕ 2-е изд., пер. и доп. Монография-М.:Издательство Юрайт,2019-301-Актуальные монографии-978-5-534-10791-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-yazyka-russkiy-yazyk-sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-rasprostraneniya-v-mire-431524

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беликов В. И., Крысин Л. П.-СОЦИОЛИНГВИСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-337-Авторский учебник-978-5-534-00876-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociolingvistika-433389
  • Михайлюкова Н. В.-СОЦИОЛИНГВИСТИКА: ЯЗЫКОВОЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-290-Высшее образование-978-5-534-11759-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociolingvistika-yazykovoy-oblik-sovremennogo-goroda-446108