• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Языки мира

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Преподаватель


Урманчиева Анна Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса студенты знакомятся с "типологическими портретами" отдельных языковых семей и ареалов, а также формируют практические навыки работы с наиболее важными мировыми лингвистическими ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с генетической классификацией языков мира, с типологическими подходами к описанию того пространства типологических возможностей, которые осваивают языки мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает, как и где быстро найти необходимую информацию в глобальной сети, умеет пользоваться основными электронными и другими ресурсами
  • Студент владеет теоретической и эмпирической базой дисциплины
  • Студент способен выполнять задания, требующие групповой работы
  • Студент способен подготовить и прочитать доклад с использованием презентации и/или раздаточного материала
  • Студент формулирует "типологические портреты" отдельных языковых семей и ареалов.
  • Студент применяет в работе наиболее важные мировые лингвистические ресурсы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генетическая и типологическая классификация языков мира. Диахроническая типология. Контактная лингвистика. Языковые ареалы.
    Принципы генетической классификации языков. Критерии разграничения языков и диалектов. История изучения языкового родства. Принципы установления языкового родства. Языковая дивергенция (на примере восточнороманских и западнороманских языков). Принципы типологической классификации языков. История типологических классификаций. Морфологические классификации в XIX веке. Классификации Э. Сэпира и квантитативная типология Дж. Гринберга. Языковые универсалии. world atlas of language structures. Диахроническая типология. Грамматикализация. Семантические карты. Контактная лингвистика. Иерархии заимствуемости. Языковые союзы и ареалы.
  • Славянские языки
    Славянские языки Классификация славянских языков. Дивергенция славянских языков (на примере эволюции аспектуально-темпоральной системы славянских языков). Старославянский и древнерусский языки. Славянские языки в балканском языковом союзе. Чтение отрывков из Мариинского Евангелия (старославянский), Повести временных лет (древнерусский), чтение новгородских берестяных грамот. Знакомство с историческим подкорпусом НКРЯ. Яркие грамматические особенности русских диалектов.
  • Уральские и тунгусоманьчжурские языки
    Классификация уральских языков. Морфонологические особенности уральских языков: чередование ступеней (прибалтийско-финские языки, нганасанский язык). Уральские языки и Волжско-Камский языковой союз. Глагол в уральских языках: семантическое противопоставление типов спряжения. Особенности темпоральных систем. Категория эвиденциальности в уральских языках. О развитии интеррогативной парадигмы в нганасанском. Вид и совершаемость. Использование посессивных показателей в артиклевой функции. Классификация тунгусоманьчжурских языков. Полипредикативные конструкции тунгусоманьчжурских языков. Именная категория неотчуждаемой принадлежности. Обвиативность в тунгусо-маньчжурских языках.
  • Тюркские и монгольские языки
    Классификация тюркских и монгольских языков. Тюркские языки как прототипические представители класса агглютинативных языков. Сингармонизм. Аспектуальные системы и аспектуальные конструкции тюркских языков. Распространение тюркских языковых моделей в ситуации контакта: аспектуальная система камасинского.
  • Эскимосско-алеутские, чукотско- камчатские, палеоазиатские языки
    Эскимосско-алеутские и чукотско камчатские как представители полисинтетических языков. Порядковая модель словоформы. Инкорпорация. Принципы организации полиперсональных парадигм. Типологически уникальная "обратная" гармония гласных в чукотском. "Палеоазиатские языки". Обзор палеоазиатских языков. Некоторые типологически уникальные черты палеоазиатских языков, например, пространственные наречия в кетском или грамматическое маркирование актуального членения в юкагирском.
  • Языки Кавказа
    Языковые семьи на Кавказе. Типологическая характеристика кавказских языков. Фонологические системы кавказских языков. Полиперсональное спряжение. Падежные системы.
  • Языки Нового Света
    Нового Света Обзор языков Северной и Южной Америки. Типологически редкие черты в фонологии, грамматике и лексических системах. Языки бассейна Амазонки, языковые контакты в этом ареале.
  • Языки Африки
    Обзор языков Африки. Типологически яркие черты языков разной генетической принадлежности. Именные классы как яркая особенность языков Африки. Глагольные системы африканских языков.
  • Смешанные языки, пиджины и креольские языки.
    Понятие смешанных языков, пиджинов и креольских языков. Медновский алеутский. Русско-китайский пиджин. Говорка (таймырский пиджин).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Доклад не должен занимать более 15-20 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Приветствуется также проведение теоретического мини-исследования в рамках того или иного вопроса, существенного для рассмотрения предложенной темы. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    "Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 10 тысяч знаков. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. "
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573
  • Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 1. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 318 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535329

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Katzner, K. (2002). The Languages of the World (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74841
  • Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 2. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 293 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535330