• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когнитивная лингвистика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает обзор разнообразных идей и методов, возникших в лингвистике в последние 40 лет, которые объединяет подход к языку как репрезентации мыслительных процессов (таких как память, ассоциативное и прототипическое мышление, отнесение содержания к контексту).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
  • Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Когнитивный принцип в изучении языка.
    Языковая структура и языковое употребление.
  • Грамматика конструкций
    Скалары.
  • Языковая память.
    Два типа языковой памяти. Модели усвоения языка: правило и запоминание
  • Теория протипов.
    Прототипы и граматика. Анализ: употребление видов в русском языке
  • Прототипические аналогии и "семейное сходство"
    Ассоциативный словарь русского языка
  • Рамочная семантика.
    "Насыщенное описание" значения. Анализ.
  • Интертекстуальность в повседневном языке.
    Коммуникативный фрагмент
  • Концептуальная метафора
    Универсальность и вариативность. Вопрос о биокинетической основе метафоры.
  • Ментальное пространство.
    Визуальный аспект языкового значения
  • "Больше, чем холодный разум"
    Когнитивное пространство языка. Метафора и идеология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Чтение статей по предложенным темам, подготовка не менее трех вопросов к прочитанной статье для обсуждения на занятиях. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 10-12 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 20-25 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    "Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом15 -20 тысяч знаков. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. "
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * Исследовательский проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Арнольд И.В. — Основы научных исследований в лингвистике - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-2964-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/102543
  • Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461
  • Болдырев Н. Н. (2016). Когнитивная лингвистика. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467195

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
  • Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690