• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Психолингвистика"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению студентов с теоретическими подходами к изучению индивидуальной языковой системы носителя языка, формированию некоторых практических навыков планирования, подготовки и проведения экспериментального лингвистического исследования. В курсе будут рассмотрены некоторые аспекты порождения и восприятия речи, закономерности усвоения родного и иностранного языка, клинические исследования нарушений речи. Освоение дисциплины будет способствовать формированию таких компетенций, как способность вести исследовательскую деятельность, способность работать с информацией, способность создавать тексты различных типов для научно-исследовательских целей, способность применять в научно-исследовательской деятельности полученные знания в области теории русского языка, способность участвовать в научных дискуссиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными методиками экспериментальных исследований в области психолингвистики – науки о психических и нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих речевую деятельность человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент формулирует представления о задачах и методах психолингвистики, знаком со структурой психолингвистического эксперимента
  • Студент умеет планировать психолингвистический эксперимент, направленный на изучение структуры ментального лексикона.
  • Студент владеет навыком планирования эксперимента, направленного на исследование синтаксического анализа предложения при восприятии речи.
  • Студент владеет навыком планирования психолингвистического эксперимента, направленного на изучение механизмов чтения.
  • Студент имеет представление о психолингвистических методиках исследования механизмов речепорождения.
  • Студент владеет навыком планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение онтогенеза речи.
  • Студент имеет представление о психолингвистических механизмах билингвизма, владеет навыком планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение этих механизмов.
  • Студент знаком с психолингвистическими механизмами усвоения иностранного языка (иностранных языков).
  • Студент имеет навык планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение процессов распада речи и представление о методиках диагностирования и реабилитации речевых нарушений.
  • Студент знаком с нейробиологическими основами речи, имеет представление о методиках диагностирования и реабилитации речевых нарушений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психолингвистику.
    Методы и задачи психолингвистики, ее место в ряду других лингвистических дисциплин. Применение экспериментальных методик для проверки положений теоретической лингвистики.
  • Ментального лексикон
    Понятие, структура. Планирование психолингвистического эксперимента.
  • Синтаксический анализ предложения при восприятии речи
    Психолингвистические эксперименты, направленные на изучение процессов синтаксического анализа.
  • Восприятие связного текста
    Механизмы восприятия связного чтения. Построение эксперимента.
  • Экспериментальные исследования порождения речи.
    Исследования порождения речи. основные представители. Структура эксперимента.
  • Онтолингвистика.
    Детская речь как объект лингвистического анализа.
  • Билингвизм
    Понятие. Подходы к изучению. Представления о психологических механизмах формирования.
  • Усвоение иностранного языка.
    Психолингвистические эксперименты по усвоению иностранного языка. Основные исследователи. Структура самостоятельного эксперимента.
  • Клиническая лингвистика.
    Исследования нарушений речи. Речь при афазии. Методики диагностирования афазии. Методики реабилитации пациентов с афазией.
  • Клиническая лингвистика.
    Исследование нарушений речи у детей. Алалия. Дислексия и дисграфия. Нарушения речи, сопутствующие другим заболеваниям.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные работы
    Небольшие письменные работы по темам курса, проверяющие усвоение материала.
  • неблокирующий Экзамен
    Выполняется письменно в аудитории. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения экзаменационного задания – 90 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Письменные работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gernsbacher, M. A., & Traxler, M. J. (2006). Handbook of Psycholinguistics (Vol. 2nd ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187294
  • Глухов В. П. - ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-00480-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psiholingvistika-433566

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Helen E Moss, Lorraine K Tyler, & Kirsten I Taylor. (n.d.). Chapter for Oxford Handbook of Psycholinguistics Address for Correspondence. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CFA1A44
  • Водак, Р. (2011). Критическая Лингвистика И Критический Анализ Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25BC677A